Финансовый мониторинг в Украине по-новому: чего ждать?

Дата публикации
22 Апр 2021

28 апреля 2020 года начал действовать Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 г. № 361-IX (далее — Закон о финмониторинге).

Анализ нового Закона о финмониторинге

С принятием Закона о финмониторинге увеличена пороговая сумма финансовой операции, которая подлежит финансовому мониторингу, с 150000 грн до 400000 грн.

Кроме того, Закон о финмониторинге уменьшил признаки, при наличии которых финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу, — с 17 до 4.

Действие данного Закона распространяется на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, физлиц-предпринимателей, юрлиц, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, обеспечивающие проведение финансовых операций на территории Украины и за ее пределами в соответствии с международными договорами Украины, органы местного самоуправления, правоохранительные и разведывательные органы, другие государственные органы Украины.

Финансовые операции, подлежащие финансовому мониторингу

Согласно настоящему Закону финансовому мониторингу подлежат операции на сумму от 400000 грн при наличии одного из признаков:

  • зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы один из участников финансовой операции или банк такого участника находится в государстве (юрисдикции), не исполняющем или ненадлежащим образом исполняющем рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения;
  • финансовые операции с публичными деятелями;
  • финансовые операции по переводу средств за рубеж, в т.ч. в государства, отнесенные КМУ к офшорным зонам;
  • финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).

Для субъектов, проводящих лотереи и/или азартные игры, финансовому мониторингу подлежат операции на сумму от 55000 грн.

Субъекты первичного финансового мониторинга

В ст. 6 Закона о финмониторинге субъектами первичного финансового мониторинга (далее — СПФМ) являются:

  • банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
  • платежные организации, участники или члены платежных систем;
  • товарные и другие биржи, осуществляющие финансовые операции с товарами;
  • профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
  • операторы почтовой связи, другие учреждения, предоставляющие услуги по переводу средств (почтовому переводу) и осуществлению валютных операций;
  • филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющие финансовые услуги на территории Украины;
  • специально определенные СПФМ (кроме лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений), а именно:
    • субъекты аудиторской деятельности;
    • бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
    • субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
    • адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
    • нотариусы;
    • субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги;
    • лица, предоставляющие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами;
    • субъекты хозяйствования, предоставляющие посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъекты хозяйствования, предоставляющие за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
    • субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
    • субъекты хозяйствования, проводящие лотереи и/или азартные игры;
  • поставщики услуг, связанных с обращением виртуальных активов;
  • другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Риск-ориентированный подход (Risk-Based Approach)

Законом о финмониторинге введено применение риск-ориентированного подхода при осуществлении финансового мониторинга.

Согласно п. 53 ст. 1 Закона о финмониторинге риск-ориентированный подход — это определение (выявление), оценка (переоценка) и понимание рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и/или финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также принятие соответствующих мер по управлению рисками способом и в объеме, которые обеспечивают минимизацию таких рисков в зависимости от их степени.

Нормы ст. 7 Закона о финмониторинге обязывают СПФМ в своей деятельности применять риск-ориентированный подход, учитывая соответствующие критерии риска, в частности, связанные с его клиентами, географическим расположением государства регистрации клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение) активов, видом товаров и услуг, получаемых клиентом от СПФМ, способом предоставления (получения) услуг.

В законе перечислены признаки клиентов, в отношении которых СПФМ обязан установить высокий риск деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) и неприемлемо высокий риск деловых отношений, а также принимать меры для минимизации риска касаемо неприбыльных организаций, в т.ч. благотворительных.

Критерии рисков определяются СПФМ самостоятельно с учетом критериев рисков, установленных НБУ и Госфинмониторинга.

Внедрение механизма надлежащей проверки

В п. 34 ст. 1 Закона о финмониторинге введено понятие «надлежащая проверка» как мер, включающих:

  • идентификацию и верификацию клиента (его представителя);
  • установление конечного бенефициарного владельца клиента или его отсутствия;
  • установление (понимание) цели и характера будущих деловых отношений или проведения финансовой операции;
  • проведение на постоянной основе мониторинга деловых отношений и финопераций клиента, осуществляемых в процессе таких отношений, относительно соответствия таких финансовых операций имеющейся у СПФМ информации о клиенте, его деятельности и риске (в т.ч. при необходимости — об источнике денежные средств, связанных с финоперациями);
  • обеспечение актуальности полученных и имеющихся документов, данных и информации о клиенте.

Нормами ст. 11 Закона о финмониторинге установлено, что надлежащая проверка клиентов осуществляется СПФМ в случае:

  • установления деловых отношений;
  • наличия подозрения;
  • осуществления переводов (в т.ч. международных) без открытия счета на сумму, которая равна или превышает 30000 грн, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в т.ч. в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, единицах стоимости, но меньше 400000 грн;
  • проведения финансовой операции с виртуальными активами на сумму, равную или превышающую 30000 грн;
  • возникновения сомнений в достоверности или полноте ранее полученных идентификационных данных клиента;
  • проведения разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентами, если сумма финансовой операции равна или превышает 400000 грн.

Процедура верификации по-новому

Согласно п. 6 ст. 1 Закона о финмониторинге верификация — это меры, применяемые СПФМ с целью проверки (подтверждения) принадлежности соответствующему лицу полученных СПФМ идентификационных данных и/или с целью подтверждения данных, предоставляющих возможность установить конечных бенефициарных владельцев или их отсутствие.

Часть 7 ст. 11 Закона о финмониторинге обязывает СПФМ осуществлять верификацию клиента на основании официальных документов или информации, полученной из официальных и/или надежных источников. Официальные документы должны быть действующими (действительными) на момент их представления и включать все необходимые идентификационные данные.

В свою очередь, ч.ч. 8–9 ст. 11 Закона о финмониторинге содержат перечень идентификационных данных, которые должны установить СПФМ при верификации резидентов (физических лиц, ФЛП, юрлиц) и нерезидентов, а также трастов и других подобных правовых образований.

Повторная верификация клиента (его представителя) не является обязательной, если это лицо ранее было верифицировано согласно требованиям закона при условии отсутствия у СПФМ подозрений и/или оснований полагать, что имеющиеся документы, данные и/или информация о клиенте (представителе клиента) являются недействующими (недействительными) и/или неактуальными (ч. 14 ст.11 Закона о финмониторинге).

Выявление конечных бенефициарных владельцев

В п. 30 ст. 1 Закона финмониторинге определено, что конечный бенефициарный владелец — это любое физическое лицо, осуществляющее решающее влияние (контроль) на деятельность клиента и/или физическое лицо, от имени которого осуществляется финансовая операция.

При этом конечным бенефициарным владельцем является:

  • для юрлиц — любое физлицо, осуществляющее решающее влияние на деятельность юрлица (в т.ч. через цепочку контроля/владения);
  • для трастов, образованных в соответствии с законодательством страны их образования, — учредитель, доверительный собственник, защитник (при наличии), выгодоприобретатель или группа выгодоприобретателей, а также любое другое физлицо, осуществляющее решающее влияние на деятельность траста (в т.ч. через цепочку контроля/владения);
  • для других подобных правовых образований — лицо, имеющее статус, эквивалентный или аналогичный лицам, указанным для трастов.

В ч. 7 ст. 11 Закона о финмониторинге перечислены действия, совершаемые СПФМ с целью установления конечного бенефициарного владельца, а именно:

  • истребует и получает от клиента-юрлица структуру собственности такого клиента;
  • устанавливает в отношении траста или другого подобного правового образования сведения о лицах, оказывающих решающее влияние на его деятельность (в т.ч. через цепочку контроля/владения);
  • использует данные, содержащиеся в официальных документах, официальных и/или других источниках;
  • должен принять надлежащие меры для проверки достоверности информации о конечном бенефициарном владельце и убедиться, что он знает, кто является конечным бенефициарным владельцем, осуществляя обоснованные мероприятия для понимания права собственности (контроля) и структуры собственности.

В Законе о финмониторинге подчеркивается, что СПФМ при установлении конечного бенефициарного владельца клиента не должен полагаться исключительно на Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Если в ходе надлежащей проверки СПФМ обнаружит расхождения между данными в ЕГР и информацией о конечных бенефициарных владельцах клиента, полученной в результате проверки клиента, СПФМ обязан уведомить об этом Госфинмониторинг.

Новые подходы к работе с публичными деятелями

В п. 47 ст. 1 Закона о финмониторинге отмечается, что политически значимые лица — это физлица, являющиеся национальными, иностранными публичными деятелями и деятелями, исполняющими публичные функции в международных организациях.

То есть статус «политически значимого лица» в отношении публичных деятелей с целью финансового мониторинга не ограничивается ни одним сроком. Вместе с тем для определения принадлежности клиента или конечного бенефициарного владельца клиента к политически значимым лицам, членам их семей или связанным с ними лицам СПФМ должен использовать несколько надежных источников информации и принимать меры для проверки полученной информации.

Нормы п. 13 ст. 11 Закона о финмониторинге определяют, что СПФМ обязан дополнительно в ходе надлежащей проверки осуществлять в отношении клиентов, которые (конечные бенефициарные владельцы которых) являются политически значимыми лицами, членами их семей и лицами, связанными с политически значимыми лицами, следующие меры:

  • иметь надлежащую систему управления рисками с целью выявления факта принадлежности клиента или конечного бенефициарного владельца клиента к указанной категории;
  • получать разрешение руководителя СПФМ для установления (продолжения) деловых отношений, проведения (без установления деловых отношений) финансовых операций на сумму, которая равна или превышает 400000 грн (независимо от того, проводится такая финоперация разово или как несколько финопераций, которые могут быть связаны между собой);
  • применять достаточные меры с целью установления источника состояния (богатства) и источника денежных средств, с которыми связаны деловые отношения или операции с такими лицами;
  • осуществлять на постоянной основе углубленный мониторинг деловых отношений.

В случае если политически значимое лицо перестало выполнять определенные публичные функции, СПФМ обязан продолжать не менее чем в течение 24 месяцев учитывать его длящиеся риски и применять вышеперечисленные меры, пока не убедится в том, что такие риски отсутствуют.

Новые требования к процедуре перевода средств

Закон о финмониторинге изменил процедуру финансового мониторинга денежных переводов.

Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 14 Закона о финмониторинге в случае инициирования перевода в пределах Украины на сумму менее чем 30000 грн, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в т.ч. в иностранной валюте, такой перевод должен сопровождаться как минимум:

  • номером счета/электронного кошелька или уникальным номером электронного платежного средства плательщика (инициатора перевода);
  • номером заранее оплаченной карточки многоцелевого использования и номером счета или уникальным номером электронного платежного средства получателя;
  • номером заблаговременно оплаченной карточки многоцелевого использования, а при отсутствии счета/электронного кошелька — уникальным учетным номером финоперации.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 14 Закона о финмониторинге при осуществлении перевода в пределах Украины, превышающего 30000 грн, или осуществлении переводов за пределы Украины такие переводы должны сопровождаться:

  • информацией о плательщике (инициаторе перевода):
    • физлице (ФЛП) — фамилия, имя и отчество; номер счета/электронного кошелька, а при отсутствии счета — уникальный учетный номер финоперации, позволяющий осуществить отслеживание операции; место жительства (или место пребывания физлица-резидента либо место временного пребывания физлица-нерезидента в Украине) или номер (и при наличии — серия) паспорта гражданина Украины, или РНУКПН, или дату и место рождения;
    • юрлице — полное наименование; местонахождение или идентификационный номер согласно ЕГРПОУ (для резидентов), номер счета/электронного кошелька, с которого списываются средства, а при отсутствии счета — уникальный учетный номер финоперации;
    • трасте или другом подобном правовом образовании — полное наименование; местонахождение, номер счета/электронного кошелька, с которого списываются средства, а при отсутствии счета — уникальный учетный номер финоперации;
  • информацией о получателе перевода средств:
    • физлице (ФЛП) — фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер счета/электронного кошелька, на который зачисляются средства, а при отсутствии счета — уникальный учетный номер финоперации;
    • юрлице — полное наименование, номер счета/электронного кошелька, на который зачисляются средства, а при отсутствии счета — уникальный учетный номер финоперации;
    • трасте или другом подобном правовом образовании — полное наименование, номер счета/электронного кошелька, на который зачисляются средства, а при отсутствии счета — уникальный учетный номер финоперации.

Как указано в ч. 18 ст. 14 Закона о финмониторинге, финмонторинг не осуществляется в отношении:

  • операций снятия средств с собственного счета;
  • перевода средств наличными в пределах Украины в сумме менее чем 5000 грн, и отсутствии признаков связанности такой финансовой операции с другими финоперациями, которые в сумме превышают 5000 грн;
  • перевода средств с целью уплаты налогов, сборов, платежей и пени или перевода средств за жилищно-коммунальные услуги;
  • перевода средств, если используются электронные платежные средства либо электронные деньги для оплаты товаров или услуг и номер электронного платежного средства и/или заранее оплаченной карточки многоцелевого использования сопровождает перевод на всем пути движения средств;
  • перевода средств на сумму менее чем 30000 грн, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в т.ч. в инвалюте, для зачисления на счет получателя исключительно с целью оплаты стоимости товаров, работ, услуг, погашения задолженности по кредиту при условии, если СПФМ может произвести отслеживание через получателя и определить лицо, заключившее договор с получателем;
  • перевода средств, когда плательщик (инициатор перевода) и получатель являются СПФМ, предоставляющими услуги по переводу средств, а также действуют от своего имени и за свой счет;
  • перевода средств между плательщиком (инициатором перевода) и получателем платежа, осуществляемого через посредника, уполномоченного вести переговоры и заключать договор купли-продажи товаров или услуг от имени плательщика (инициатора перевода) или получателя;
  • операции по обеспечению проведения перевода средств, осуществляемого операторами услуг платежной инфраструктуры.

Усовершенствование процедуры замораживания активов

В п. 25 ст. 1 Закона о финмониторинге введено понятие «замораживание активов» — запрет на осуществление перевода, конвертирования, размещения, движения активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием, на основе резолюций Совета Безопасности ООН, решений иностранных государств, суда.

В соответствии со ст. 22 Закона о финмониторинге СПФМ обязан й незамедлительно заморозить активы, связанные с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием.

После замораживания активов СПФМ уведомляет клиента в письменной форме о таком замораживании на его письменный запрос.

СПФМ обязан незамедлительно разморозить активы:

  • не позднее следующего рабочего дня со дня исключения лица или организации из перечня лиц, активы которых подлежат замораживанию;
  • не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от СБУ информации о том, что такое лицо по результатам проверки не включено в указанный перечень.

В рамках механизма замораживания активов СПФМ и Госфинмониторинг осуществляют приостановление финопераций (ст. 23 Закона о финмониторинге).

Так, СПФМ, осуществляющий или обеспечивающий осуществление финопераций, имеет право приостановить осуществление таких операций, если они являются подозрительными, и обязан приостановить такие финоперации при возникновении подозрения, что они содержат признаки совершения уголовного правонарушения.

В свою очередь, Госфинмониторинг принимает решение о приостановлении финопераций или дает соответствующие поручения при наличии следующих оснований в случае:

  • получения запроса уполномоченного органа иностранного государства (ч. 3 ст. 31 Закона о финмониторинге);
  • получения уведомлений о финансовых операциях, осуществление которых приостановлено (ч. 2 ст. 23 Закона о финмониторинге);
  • возникновения подозрений (ч. 3 ст. 23 Закона о финмониторинге);
  • наличия мотивированного подозрения (ч. 9 ст. 23 Закона о финмониторинге);
  • неподтверждения по результатам проверки признаков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или совершения иного уголовного правонарушения (ч. 9 ст. 23 Закона о финмониторинге);
  • получения информации от правоохранительного органа (ч. 9 ст. 23 Закона о финмониторинге).

Ответственность за нарушение требований Закона о финмониторинге

Виды ответственности за нарушение требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма либо финансированию распространения оружия массового уничтожения, установлены ст. 32 Закона о финмониторинге.

Юрлица (кроме банков), которые осуществляли финоперации по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансировали терроризм или распространение оружия массового уничтожения, могут быть ликвидированы по решению суда.

Банки, которые осуществляли финансовые операции по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансировали терроризм или распространение оружия массового уничтожения, могут быть ликвидированы по решению НБУ путем отзыва банковской лицензии.

К СПФМ в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) требований законодательства применяются следующие меры воздействия:

  • письменное предупреждение;
  • аннулирование лицензии и/или других документов, предоставляющих право на осуществление деятельности, с проведением которой у лица возникает статус СПФМ, в установленном законодательством порядке;
  • возложение на СПФМ обязанности отстранения от работы должностного лица такого СПФМ;
  • штрафы (в размерах, установленных ч. 5 ст. 32 Закона о финмониторинге);
  • заключение письменного соглашения с СПФМ, по которому СПФМ обязуется уплатить определенное денежное обязательство и принять меры для устранения и/или недопущения в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия, обеспечить повышение эффективности функционирования и/или адекватности системы управления рисками и др.

За одно нарушение не может применяться более чем одна мера воздействия. Но в случае совершения двух и больше видов нарушений размер штрафа определяется путем добавления за каждый вид нарушения.

Как свидетельствует вышепроведенный анализ, Закон о финмониторинге существенно усовершенствовал законодательство в сфере финансового мониторинга, в частности расширил финмониторинг физических лиц. Однако даже спустя год с момента начала его действия еще далеко не все СПФМ начали выполнять возложенные на них обязательства.

Проходит набор
Онлайн-курс по Зарплате и Кадрам

    Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...

    Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
    20 Июл 2021
    Онлайн-курс по 1С Бухгалтерия 2.0

      Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель

      Светлана Шанайда
      Спикер Светлана Шанайда
      Статьи по теме
      18 ноября 2021

      Финмониторинг: требования к идентификации и верификации, ограничения при переводе денег

      Автор статьи Любомир Антонюк
      15 июня 2021

      Проверка контрагента

      Автор статьи Елена Зиновий
      Комментарии 0

        Получите PDF Чек-лист

        Экспресс-аудит Вашей бухгалтерии

        [utm_campaign_i][/utm_campaign_i] [utm_source_i][/utm_source_i] [utm_medium_i][/utm_medium_i] [utm_term_i][/utm_term_i] [utm_content_i][/utm_content_i] [gclid_i][/gclid_i]
        Ближайшие курсы
        Онлайн-курс по Зарплате и Кадрам

          Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...

          Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
          20 Июл 2021
          Онлайн-курс «Бухгалтер-Эксперт»

            Получите навыки, которыми обязан обладать единственный/главный бухгалтер для ...

            Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
            25 Июн 2021
            Онлайн-курс по Проверкам

              Научитесь проходить проверки Налоговой уверенно и без штрафов всего за 5 недель

              Игорь Сичеславский
              Спикер Игорь Сичеславский
              16 Авг 2021
              Онлайн-курс по 1С Бухгалтерия 2.0

                Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель

                Светлана Шанайда
                Спикер Светлана Шанайда
                Онлайн-курс по Налогу на Прибыль

                  Научитесь вести учет налога на прибыль без ошибок, благодаря комплексному ...

                  Галина Морозовская
                  Спикер Галина Морозовская
                  05 Апр 2021