Форс-мажор в 2022 году: признание и оформление обстоятельств непреодолимой силы

Дата публикации
30 Мар 2022

В украинском законодательстве форс-мажор условно отождествлен с понятием «непреодолимая сила». К примеру, в ст. 617 Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ) непреодолимую силу расценивают как основание для освобождения от ответственности за нарушение обязательства. Подобный тезис содержит и ст. 218 Хозяйственного кодекса Украины (далее – ХКУ). А согласно ст. 141 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине)» от 02.12.1997 г. № 671/97-ВР (далее – Закон о ТПП) форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) называет чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые активно делают невозможными выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам. Правда, когда-то ВХСУ в письме от 09.09.2001 г. № 01-2.2/279 отметил, что понятия «форс-мажор» и «непреодолимая сила» не тождественны. Поскольку категория непреодолимой силы включает лишь стихийные природные явления, а категория форс-мажора охватывает только окончательный список событий общественной жизни, которые стороны на диспозитивных основаниях определяют в договоре как право на освобождение от дальнейшего выполнения обязательств.

В любом случае соответствующее подтверждение форс-мажорных обстоятельств способствует смягчению, а то и избежанию определенной ответственности, по крайней мере, на период их действия. Речь идет о штрафных санкциях, убытках, упущенной выгоде. Дальше – подробнее об этом.

Что относят к форс-мажору

В ч. 2 ст. 141 Закона о ТПП четко указано, что к форс-мажорным обстоятельствам объективно относят, в том числе, вооруженный конфликт, включая, но не ограничиваясь враждебными атаками, блокадами, военным эмбарго, действия иностранного врага, общую военную мобилизацию, военные действия и т. д. Характерным признаком форс-мажора считают, в частности, его чрезвычайность, т. е. когда событие носит исключительный характер и находится вне влияния соответствующей стороны отношений. Также форс-мажору характерна непредсказуемость события и его последствий, которые невозможно было предусмотреть, скажем, на момент заключения договора (контракта).

В пп. 3.1.1 Регламента удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденного решением Президиума Торгово-промышленной палаты Украины от 18.12.2014 г. № 44(5) (далее – 44(5)) тоже приведено определение форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы). А п. 4.1 Регламента № 44(5) уточняет: ТПП удостоверяет форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) в соответствии с условиями ВЭД-договоров и международными договорами Украины, нормами законодательства, ведомственными нормативными актами, а также условиями договоров, контрактов, типовых договоров, соглашений и т. д. между резидентами. Но при условии, что в этих документах напрямую предусмотрено отнесение такой функции к компетенции ТПП. К компетенции региональных ТПП относится удостоверение форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), если в соответствующих документах это также непосредственно предусмотрено. Обратите внимание, что в п. 4.2 Регламента № 44(5) отсутствует упоминание о внешнеторговых соглашениях и международных договорах Украины, но есть акцент на нормативных актах органов местного самоуправления.

Учитывая вышесказанное, субъектам хозяйствования (юрлицам и ФЛП) важно предусматривать в договорах форс-мажор и его последствия. Это подчеркивает и ч. 4 ст. 219 ХКУ, по которой стороны обязательства могут предусмотреть определенные обстоятельства, которые по их чрезвычайному характеру являются основанием для освобождения сторон от хозяйственной ответственности в случае нарушения обязательства в связи с этими обстоятельствами, а также порядок удостоверения факта их возникновения. В свое время и Минюст в письме от 30.05.2014 г. № 6602-0-26-14/8.1 на это обращал внимание.

Поэтому напомним случаи, когда и как признается форс-мажор и его последствия.

Форс-мажор и финансовая ответственность за налоговые нарушения

В статье «Непредставление отчетности, неуплата налогов: чего ждать от форс-мажора» мы уже рассказали, как военный форс-мажор влияет на ответственность налогоплательщиков. В частности, акцентировали, что налогоплательщики согласно пп. 112.8.9 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) освобождаются от финансовой ответственности за совершение налоговых правонарушений и нарушение другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), удостоверенных ТПП.

Внешнеэкономический форс-мажор

Стороны ВЭД-договора с последствиями форс-мажора могут ознакомиться в ст. 79 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г. (далее – Конвенция о международной купле-продаже). В частности, в ней говорится об освобождении стороны ВЭД-договора от ответственности за невыполнение любого из своих обязательств, если неисполнение:

  • было вызвано препятствием;
  • препятствие было вне его контроля;
  • через препятствие от стороны нельзя было разумно ждать учета этого препятствия при заключении контракта;
  • сторона не могла разумно избежать препятствия и преодолеть ее саму или ее последствия.

Раздел «Форс-мажорные обстоятельства» – один из рекомендуемых разделов ВЭД-договора, без преувеличения, самый ответственный. Так, по крайней мере, в бытность Положения о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденного приказом Минэкономики Украины от 06.09.2001 г. № 201 (далее – Положение № 201). Этот норматив утратил силу на основании приказа Минэкономразвития Украины от 06.07.2020 г. № 1275, но рекомендации Положения № 201 были построены с учетом норм ГКУ, Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. № 959-XII (далее – Закон № 959), известной и общепринятой международной практики. Поэтому субъекты ВЭД смело могут пользоваться руководством из Положения № 201 о структуре ВЭД-договора, формулировках его разделов, в частности, раздела «Форс-мажорные обстоятельства» и т. д.

При этом в Законе № 959 понятие форс-мажорных обстоятельств отсутствует. В то же время в приложении 2 к постановлению КМУ и НБУ «О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных оговорок к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте» от 21.06.1995 г. № 44 (далее – № 444) приведены форс-мажорные оговорки. Согласно им стороны освобождаются от выполнения своих обязательств на время действия форс-мажорных обстоятельств, в частности, войны, военных действий. Также каждая из сторон имеет право на расторжение ВЭД-договора (контракта) и не несет ответственности. Но при определенных условиях: во-первых, стороны должны зафиксировать, что расторжение возможно, когда действие форс-мажора длится более … дней; во-вторых, одна из сторон должна уведомить об этом другую сторону не позднее чем за … дней до расторжения ВЭД-договора (контракта); в-третьих, достаточным доказательством действия форс-мажорных обстоятельств является документ, выданный организацией, название которой прямо указано в форс-мажорной оговорке.

Обратите внимание, что форс-мажорная оговорка из приложения 2 к Постановлению № 444 предусматривает, что возникновение форс-мажорных обстоятельств не является основанием для отказа покупателя от платы за товары (работы, услуги), поставленные до возникновения форс-мажора.

Но давайте вернемся к порядку составления раздела «Форс-мажорные обстоятельства» ВЭД-договора. Как мы уже выяснили, что в нем следует указать, при каких обстоятельствах стороны такого соглашения не смогут выполнить его условия. Кстати, форс-мажорные обстоятельства автоматически – на весь период их действия – продлевают срок выполнения обязательств сторон по ВЭД-договору.

Подтверждением форс-мажорных обстоятельств обычно является справка ТПП или другого уполномоченного органа страны местонахождение стороны ВЭД-договора или третьей страны согласно условиям такого договора.

К примеру, в ч. 6 ст. 13 Закона Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII сказано, что подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны ВЭД-договора или третьей страны соответственно условиям настоящего договора.

А это значит, что наступление форс-мажора могут засвидетельствовать разные уполномоченные органы иностранных государств, статус которых определяет их национальное законодательство. Об этом узнаем, в частности, из письма ГНАУ от 10.08.2004 г. № 15183/7/23-5317 (далее – письмо № 15183). Как сказано в нем, официальным подтверждением форс-мажорных обстоятельств является оригинал документа уполномоченного органа страны относительно их возникновения. Этот документ является фирменным бланком уполномоченного органа и должен содержать следующие реквизиты и информацию:

1) дату, исходящий номер, название документа (свидетельство, сертификат, заключение, справка и т. п.), текст подтверждения, подпись должностного лица, его должность, оттиск печати и т. п.;

2) дату наступления и окончания срока действия непреодолимой силы. При отсутствии в документе даты окончания срока форс-мажорных обстоятельств налоговые органы не должны принимать его во внимание.

Вышеупомянутый документ следует легализовать в консульском учреждении Украины в стране, где произошел форс-мажор, или засвидетельствовать в посольстве соответствующего государства в Украине и легализовать в МИД.

Легализация не требуется, когда:

1) стороны ВЭД-договора – резиденты стран – участниц Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Тогда применяются упрощенная процедура подтверждения официальных документов – апостиль;

2) документы выданы компетентными органами стран, с которыми Украина заключила договоры о правовой помощи (см. письмо Минюста Украины от 12.02.2021 г. № 1326/12.1.1/26-21)).

В приложении к письму № 15183 также приведено письмо Минэкономики Украины от 29.06.2004 г. № 50-29/1102 с обобщающей информацией о практике подтверждения форс-мажорных обстоятельств.

Трудовые отношения: применяют ли форс-мажор

Напомним, что законодательство о труде состоит из Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ) и других актов законодательства Украины, принятых в соответствии с ним (ст. 4 КЗоТ). Заметим, что законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовым договорам с физическими лицами.

В то же время в ст. 9 ГКУ сказано, что его нормы применяются также к трудовым отношениям, если они не урегулированы другими актами законодательства. Нормы ГКУ могут быть распространены на трудовые отношения, неурегулированные законодательством о труде: например, по возмещению имущественного и морального ущерба.

Но можно ли считать форс-мажорные обстоятельства, в частности, военное положение, основанием для увольнения и невыплаты заработной платы работодателем? В постановлении ВС от 05.05.2020 г. по делу № 243/9677/17 мы видим следующую позицию: «…если в трудовых правоотношениях существуют обстоятельства, которые работодатель не мог предусмотреть или отвернуть, и в период существования которых последний объективно по независимым от него причинам был лишен возможности выполнить обязательства, предусмотренные условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанности согласно законодательным и другим нормативным актам в отношении своих работников, требования работника о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск удовлетворению не подлежат».

Также по этому делу определено, что «…наступление обстоятельств непреодолимой силы, установленных этим заключением, свидетельствует об отсутствии вины предприятия в задержке выплат истцу причитающихся при увольнении сумм в сроки, определенные статьей 116 КЗоТ».

Но как указывалось выше, наличие форс-мажорных обстоятельств освобождает от ответственности за невыполнение обязательств, но не от их выполнения. К тому же форс-мажорные обстоятельства должны быть удостоверены соответствующим образом, то есть сертификатом, выданным ТТП.

О том, как это действует во время войны, сказано в ст. 10 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 г. № 2136–IX: в частности, работодатель освобождается от ответственности за нарушение сроков оплаты труда, если это связано с ведением боевых действий, но не освобождает  его от обязанности выплаты заработной платы.

Как подтверждают форс-мажор во время военного положения-2022

ТПП существенно упростило процедуру удостоверения форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) в период действия военного положения. В настоящее время не нужно обязательно обращаться в ТПП и уполномоченные ею региональные ТПП и готовить пакет документов, предусмотренный Регламентом № 44(5). 28.02.2022 г. на сайте ТПП было размещено общее официальное письмо ТПП Украины об удостоверении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы). По содержанию образца, приведенного в настоящем письме, есть возможность при необходимости распечатывать соответствующее подтверждение всем, кого это касается.

Тем самым ТПП признала военную агрессию обстоятельствами непреодолимой силы и подтверждает, что указанные обстоятельства с 24 февраля 2022 года до их официального окончания являются «…чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности и/или физических лиц по договору, отдельным налоговым и/или другим обязательством/обязанностью, выполнение которых(-го) наступило согласно условиям договора, контракта, соглашения, законодательных или иных нормативных актов и выполнение в соответствии с которыми(-е) стало невозможным в установленный срок вследствие наступления таких форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы)».

Надеемся, что ТПП предоставит детальные разъяснения по поводу правового статуса этого подтверждающего форс-мажорные обстоятельства образца.

Ярким примером учетно-налоговых последствий военного форс-мажора могут быть: списание утраченных, поврежденных, испорченных товаров, других оборотных активов; ликвидация основных средств, дальнейшее использование которых делают невозможными эти обстоятельства и т. д. Подробнее о таких случаях мы расскажем в следующих статьях. Следите за нашими публикациями.

Часто задаваемые вопросы
Можно ли через форс-мажор отсрочить налоговый долг?
Так, при наличии доказательств действия обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к угрозе возникновения или накопления налогового долга налогоплательщика, он может отсрочить денежные обязательства или налоговый долг. Об этом говорится в п. 100.5 НКУ, а также в разд. II Перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга и доказательств существования таких обстоятельств, утвержденого постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1235). Непосредственную процедуру предоставления отсрочки налогового долга регулирует Порядок рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщиков, утвержденный приказом Миндоходов и сборов Украины от 10.10.2013 г. № 574.
Можно ли списать безнадежный из-за форс-мажора налоговый долг?
Напомним, что налоговый долг налогоплательщика, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) может быть списан (пп. 101.2.4 НКУ).
Согласно пп. 4 п. 2.1 Порядка списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков, утвержденного приказом Миндоходов и сборов Украины от 10.10.2013 г. № 577 термин «безнадежный налоговый долг» означает налоговый долг налогоплательщика, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Этот факт подтверждают, в частности, ТПП Украины – о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории Украины; уполномоченные органы другого государства, легализованные консульскими учреждениями Украины, – в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории такого государства.

Проходит набор
Онлайн-курс по Зарплате и Кадрам

    Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...

    Галина Казначей
    Спикер Галина Казначей
    Онлайн-курс по 1С Бухгалтерия 2.0

      Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель

      Светлана Шанайда
      Спикер Светлана Шанайда
      Комментарии 0

        Получите PDF Чек-лист

        Экспресс-аудит Вашей бухгалтерии

        Ближайшие курсы
        Онлайн-курс по Зарплате и Кадрам

          Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...

          Галина Казначей
          Спикер Галина Казначей
          Онлайн-курс «Бухгалтер-Эксперт»

            Получите навыки, которыми обязан обладать единственный/главный бухгалтер для ...

            Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
            Онлайн-курс по Проверкам

              Научитесь проходить проверки Налоговой уверенно и без штрафов всего за 5 недель

              Игорь Сичеславский
              Спикер Игорь Сичеславский
              Онлайн-курс по 1С Бухгалтерия 2.0

                Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель

                Светлана Шанайда
                Спикер Светлана Шанайда
                Онлайн-курс по Налогу на Прибыль

                  Научитесь вести учет налога на прибыль без ошибок, благодаря комплексному ...

                  Галина Морозовская
                  Спикер Галина Морозовская