Инвентаризация с налоговым узором: как сверить расчеты с бюджетом

Дата публикации
21 Дек 2021

С позиции бухгалтерского учета задолженностям предприятия перед бюджетом по уплате налогов (сборов, иных платежей) или «задолженностям» бюджета перед предприятиями за излишне или ошибочно уплаченные ими налоги (сборы, иные платежи) вполне справедливо можно дать статус дебиторской или кредиторской задолженностей. Это подтверждает, в частности, п. 12 НП(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность», согласно которому «дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом включает задолженность финансовых и налоговых органов, а также авансовые платежи, переплату по налогам и сборам, другим платежам в бюджет и отражается в балансе с выделением задолженности по налогу на прибыль». А по п. 10 НП(С)БУ 11 «Обязательства»  к текущим обязательствам относят задолженность по расчетам с бюджетом, в том числе по налогу на прибыль.

Микропредприятия, малые предприятия, непредпринимательские общества, представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности и предприятия, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов подтверждения вышеуказанному тезису находят в НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность».

Заметьте, что инвентаризация состояния расчетов с бюджетом – очень важный этап, можно сказать, «вишенка на инвентаризационном торте». Поскольку тщательная их проверка и при необходимости своевременное урегулирование выявленных разногласий является залогом предотвращения штрафных санкций за нарушение порядка начисления, уплаты и декларирования налогов, сборов, иных платежей.

Источники информации о состоянии расчетов с бюджетом

В дополнение к нацстандартам бухучета определенные формы финотчетности тоже доказывают, что расчеты с бюджетом являются кредиторской или дебиторской задолженностью. Так:

  • задолженность предприятия по всем видам платежей в бюджет (включая налоги с работников предприятия), в том числе текущую кредиторскую задолженность по налогу на прибыль фиксируют в строках 1620 и 1621 Баланса (Отчета о финансовом состоянии) по форме № 1 и Баланса по ф. № 1-м, в строке 1620 Баланса по ф. №1-мс;
  • сумму задолженности по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование, страхование имущества предприятия и индивидуальное страхование его работников заносят в строку 1625 Баланса (Отчета о финансовом состоянии) по форме № 1, Баланса по ф. №1-м, Баланса по ф. № 1-мс.

Расчеты с бюджетом инвентаризируют по общим правилам, установленным для инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, правда, для этого отведено не три, а два месяца до даты баланса (п. 10 р. І  Положения № 879). При этом предприятие посредством документальной проверки устанавливает правильность расчетов с контролирующими органами (пп. 7.4 р. III Положения № 879). То есть в ходе «бюджетной» инвентаризации следует сверить документы и соответствующие записи в регистрах бухучета: например, проверяют обоснованность сумм, отраженных на соответствующих счетах: например, 64 «Расчеты по налогам и платежам» и 65 «Расчеты по страхованию».

Теперь обратимся к Порядку ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфина Украины от 12.01.2021 г. № 5 (далее – Порядок № 5). В соответствии с ним с целью учета начисленных и уплаченных сумм налогов, сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, ЕСВ органы ДПС открывают интегрированные карточки плательщиков (далее – ИКП) по каждому плательщику и каждому виду платежа, которые они должны платить (п. 1 р. ІІ Порядка № 5). Таким образом, ИКП предоставляют сведения об учетных операциях и учетных показателях, характеризующих состояние расчетов налогоплательщика с бюджетами и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования по соответствующему виду платежа и соответствующей административно-территориальной единице.

В Порядке № 5 мы не находим прямых указаний на порядок проведения сверки по расчетам с бюджетом. Хотя на основании заявления налогоплательщик по месту своей регистрации может сверить данные по налогу на недвижимое имущество, платы за землю и транспортного налога (гл. 13 р. IV Порядка № 5). И то, в целях отмены (отзыва) налоговых уведомлений-решений.

Заметьте, что Порядок № 5 не содержит запрета на обращение налогоплательщика с просьбой о документальной сверке расчетов с бюджетом по другим налогам и сборам. Так, налоговики подробно объяснили, как оформлять письменные обращения налогоплательщиков.

А в следующем разъяснении налоговиков указано, что письменный документ выдается не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления, в котором субъектом хозяйствования указаны платежи и периоды, по которым осуществляется сверка состояния расчетов с бюджетами, а также начисленные и уплаченные суммы по этим платежам за указанный период.

Сверки через электронный кабинет проводить несложно и по этому поводу есть понятные налоговые разъяснения.

Сверки по таможенным платежам

Согласно Порядку учета и перечисления в государственный бюджет таможенных и других платежей, которые вносятся до/или во время таможенного оформления, утвержденного приказом Минфина Украины от 01.11.2017 г. № 898 (далее – Порядка № 898), субъектам ВЭД открывают лицевые счета. На них в электронной форме ведут учет авансовых платежей (предоплаты), таможенных и других платежей: по каждому налогоплательщику и отражают операции по поступлению и возврату средств авансовых платежей (предоплаты) по соответствующим документам, блокирование, резервирование, возврат, перечисление таможенных и других платежей в госбюджет в разрезе видов платежей.

Следовательно, налогоплательщик может запросить таможню о фактическом использовании средств, внесенных им в качестве авансовых платежей (предоплаты).

Информацию субъект ВЭД может получить:

  • в режиме онлайн – в электронной форме, которая превращается в визуальную, пригодную для восприятия его содержания человеком, удостоверяется квалифицированной электронной подписью должностного лица таможенного органа с возможностью хранения файла;
  • в бумажном виде произвольной формы не позднее 30 дней со дня получения требования налогоплательщика.

В случае несогласия с полученной информацией об использовании средств проводят общую сверку, результаты которой оформляются актом (форма приведена в приложении к Порядку № 898).

Пройдите ТЕСТ на 10 вопросов и узнайте: за что вас могут лишить единого налога

Урегулирование разногласий

Выявленные в ходе сверки разногласия между данными бухучета налогоплательщика и данными из ИКП следует урегулировать. Поскольку п. 5 р. І Положения №879 установлено, что инвентаризация должна обеспечить проверку полноты отражения обязательств. Ошибки, допущенные налогоплательщиком при начислении сумм налогов, сборов в бухучете или при отражении в налоговых декларациях (расчетах) можно и нужно исправить. Если ошибка в учете допущена в текущем (отчетном) году, ее исправляют путем сторнирования неправильных записей и проведения правильных. Прошлогоднюю бухошибку исправляют в соответствии с требованиями НП(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах». Ошибки в налоговых декларациях (расчетах) исправляются в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины (далее – НКУ).

Возврат переплаты налогов, сборов

Заявление о возврате излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщик может подать в произвольной форме. В заявлении он указывает направление перечисления средств, в частности, на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета (п. 43.4 НКУ). Процедуру возврата средств регулирует Порядок возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местный бюджетов, утвержденный приказом Минфина Украины от 03.09.2013 г. № 787.

Напомним, что общие условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени определены ст. 43 НКУ и Порядком информационного взаимодействия Государственной налоговой службы Украины, ее территориальных органов, Государственной казначейской службы Украины, ее территориальных органов, местных финансовых органов в процессе возврата налогоплательщикам ошибочно и/или чрезмерно уплаченных сумм денежных обязательств и пени, утвержденным приказом Минфина Украины от 11.02.2019 г. № 60. Сейчас для упрощения процедуры возврата по ошибке и/или излишне уплаченных платежей действует сервис «Е-повернення». В нем в режиме 24/7 налогоплательщики могут дистанционно подать заявление на возврат средств через Электронный кабинет. Для этого в главном меню Электронного кабинета налогоплательщикам следует в разделе «Заяви, запити для отримання інформації» из предложенного перечня выбрать форму Заявления о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени (J1302001 – для юридических лиц или F1302001 – для физических лиц).

Когда все предложенные реквизиты Заявления будут заполнены, его следует сохранить, подписать и отправить территориальному органу ГНС.

Обратите внимание, что возврат ошибочно и/или чрезмерно уплаченных средств возможен в течение 1095 дней с даты их уплаты и при отсутствии налогового долга у налогоплательщика.

Если речь идет о возврате авансовых платежей (предоплаты) и ошибочно и/или излишне уплаченных сумм таможенных платежей, то следует обратиться к Порядку возврата авансовых платежей (предоплаты) и ошибочно и/или излишне уплаченные суммы таможенных платежей, утвержденного приказом Минфина Украины от 18.07.2010. г. № 643.

Относительно сверок по ЕСВ действует следующее правило: по требованию страхователей сверки сумм начисленных и уплаченных страховых взносов, иных платежей проводят территориальные органы Пенсионного фонда (пп. 1.5.3 Методических рекомендаций по организации работы подразделений органов Пенсионного фонда Украины по уплате платежей в пенсионную систему и защиту прав застрахованных лиц, утвержденных постановлением Правления ПФУ от 22.04.2016 г. № 9-2

Проходит набор
Онлайн-курс по Зарплате и Кадрам

    Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...

    Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
    20 Июл 2021
    Онлайн-курс по 1С Бухгалтерия 2.0

      Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель

      Светлана Шанайда
      Спикер Светлана Шанайда
      Комментарии 0

        Получите PDF Чек-лист

        Экспресс-аудит Вашей бухгалтерии

        Ближайшие курсы
        Онлайн-курс по Зарплате и Кадрам

          Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...

          Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
          20 Июл 2021
          Онлайн-курс «Бухгалтер-Эксперт»

            Получите навыки, которыми обязан обладать единственный/главный бухгалтер для ...

            Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
            25 Июн 2021
            Онлайн-курс по Проверкам

              Научитесь проходить проверки Налоговой уверенно и без штрафов всего за 5 недель

              Игорь Сичеславский
              Спикер Игорь Сичеславский
              16 Авг 2021
              Онлайн-курс по 1С Бухгалтерия 2.0

                Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель

                Светлана Шанайда
                Спикер Светлана Шанайда
                Онлайн-курс по Налогу на Прибыль

                  Научитесь вести учет налога на прибыль без ошибок, благодаря комплексному ...

                  Галина Морозовская
                  Спикер Галина Морозовская
                  05 Апр 2021