Прошло почти два года с тех пор, как Министерство финансов Украины своим приказом от 16.09.2019 г. № 379 (вступил в силу 29.10.2019 г.) внесло изменения в НП(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность» и НП(С)БУ 11 «Обязательства».
Госметодологи решили приблизить требования НП(С)БУ к МСФО и отразили в вышеупомянутых нацстандартах положения о том, что долгосрочная дебиторская задолженность и долгосрочные обязательства отражаются в балансе по их настоящей стоимости. До этого методологического «прорыва» соответствующие правила оценки по настоящей стоимости касались долгосрочных процентных дебиторок и обязательств, а также обеспечений долгосрочных обязательств.
Нет смысла даже говорить, что такой достаточно неожиданный кульбит озадачил рядовых бухгалтеров. Фактически их оставили наедине с рамочными требованиями дисконтировать долгосрочные долги. Ведь Минфин не удосужился зафиксировать в НП(С)БУ хоть какие-то более-менее понятные предписания по методологии расчета настоящей стоимости и фактически самоустранился от предоставления содержательных разъяснений по этому поводу.
К тому же своими опрометчивыми действиями госрегулятор вдохновил фискалов еще более упорно мониторить долгосрочные задолженности на предмет их дисконтирования, что, собственно говоря, подтверждает многочисленная судебная практика.
И если вначале отечественная Фемида склонялась к возможности применения НП(С)БУ-отчитывающимися предприятиями методологии дисконтирования, предусмотренной МСФО (см. постановление КАС ВС от 29.07.2020 г. по делу № 640/4003/19), то в скором времени укрдисконтирование могут вообще «похоронить». Да еще, как говорится, с почестями. По крайней мере, Верховный Суд дал Минфину серьезный повод задуматься над реанимацией «их больного детища».
Важное решение Верховного Суда
Речь идет о постановлении ВС от 28.04.2021 г. по делу № 640/13685/19.
Если говорить кратко, то судьи признали необоснованными выводы налоговиков в отношении обязанности предприятия дисконтировать долгосрочную кредиторскую задолженность согласно НП(С)БУ. Были высказаны следующие ключевые тезисы:
Последствия решения Верховного Суда
— методология дисконтирования в НП(С)БУ не определена, а Минфин не предоставляет разъяснений;
— применять для укрдисконтирования правила МСФО — некорректно;
— предыдущие решения ВС «сформированы при различных фактических обстоятельствах, с учетом полноты, принадлежности, достаточности доказательств, предоставленных участниками дела и собранных судами в каждом конкретном деле в подтверждение состава налоговых правонарушений».
Некоторые консультанты делают очень неосторожные выводы, что после такого решения ВС предприятия могут не дисконтировать долгосрочные задолженности по правилам НП(С)БУ. Мы же в этом вопросе не столь категоричны.
Во-первых, требование признавать долгосрочные задолженности в балансе по их настоящей стоимости все-таки зафиксировано в НП(С)БУ 10 и НП(С)БУ 11. Более того, хотя методология оценки тех же финансовых обязательств (кроме финансовых обязательств, предназначенных для перепродажи, и обязательств по производным финансовым инструментам) по амортизированной стоимости в НП(С)БУ 13 «Финансовые инструменты» не урегулирована, мы хорошо понимаем, что ее общие основы можно найти в МСФО (как в родственной концептуальной основе). Тем более что для обеспечения достоверности финансовой отчетности не всегда уместно все чрезмерно упрощать, в частности игнорировать влияние стоимости денег во времени. Особенно если он вызывает существенное влияние на финансовые показатели предприятия.
Во-вторых, сам Минфин, как не отрицал, так не отрицает действенности механизма дисконтирования.
Например, еще до обсуждаемых «дисконтировочных» изменений в НП(С)БУ 10 и НП(С)БУ 11 чиновники в письме от 18.02.2019 г. № 35000-07-7/4645 делали вывод, что отражение в бухучете хозяйственных операций по долгосрочным обязательствам, на которые начисляются проценты, должно осуществляться на основании первичных документов с соблюдением общего принципа бухгалтерского учета — «превалирование сущности над формой», согласно которому операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы. Поэтому вопрос о правомерности дисконтирования долгосрочных обязательств, на которые начисляются проценты, должен осуществляться на основании анализа первичных документов и сущности хозяйственной операции, с учетом условий договора займа, положений Закона о бухучете, П(С)БУ 11 и П(С)БУ 13.
А после «дисконтировочных» изменений Минфин даже обнародовал на своем веб-сайте Информационное уведомления относительно ставки дисконтирования долгосрочной дебиторской задолженности и долгосрочных обязательств. В нем он среди прочего подчеркивал, что изменения, касающиеся отражения в бухучете беспроцентной долгосрочной дебиторской задолженности и беспроцентных долгосрочных обязательств, позволили устранить расхождения в принципах учета процентных и беспроцентных займов и обеспечили приведение НП(С)БУ в соответствие с требованиями международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий. В частности, раздел 11 МСФО для МСП, размещенный на официальном веб-сайте Минфина, содержит методики оценки финансовых инструментов, примеры финансовых активов и финансовых обязательств.
Вполне понятно, что на момент создания данного Информуведомления Минфин склонялся к тому, что отечественные бухгалтеры имеют надежный источник методологической поддержки в дисконтировании в виде МСФО для МСП.
В-третьих, нам известны судебные решения, вынесенные уже после вышеупомянутого решения ВС, да еще и в пользу налогового органа.
Например, в решении Киевского окружного административного суда от 17.05.2021 г. по делу № 320/6494/19 суд отметил, что налогоплательщик обязан дисконтировать долгосрочную кредиторскую задолженность по полученной возвратной финансовой помощи, и вынес решение в пользу ГНС.
Для иллюстрации масштаба проблемы цитируем: «…судом установлено, что ООО … не определило и не отразило финансовый доход от дисконтирования кредиторской задолженности в момент возникновения задолженности в общем размере 279913427,16 (в единицах налоговой отчетности), чем нарушило положения пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Налогового кодекса Украины и занижен объект обложения налога на прибыль на общую сумму 125319788 грн в т.ч. за 2016 год на общую сумму 125319788 грн, соответственно, налоговое уведомление-решение от 22.08.2019 № 0024291401 принято налоговым органом правомерно и отмене не подлежит».
Изюминка в том, что спор касается периода, когда П(С)БУ 11 прямо не предписывал дисконтировать долгосрочные беспроцентные обязательства. А это очень тревожный факт.
Как быть П(С)БУ-отчитывающимся предприятиям
Главное — не пускать все на самотек и взять дисконтирование под полный контроль.
Рекомендуем закрепить в учетной политике предприятия свои суждения и выбранные подходы к механизму дисконтирования по НП(С)БУ, которые помогут вам защититься в случае претензий налоговых органов.
Среди прочего необходимо уделить внимание следующим вопросам:
- классификации и первоначальной оценке дебиторской задолженности и обязательств, в т.ч. обеспечений;
- методологии их дальнейшей оценки на дату баланса, в частности по настоящей стоимости (амортизированной стоимости);
- методологии учета долгосрочных задолженностей перед собственниками (акционерами, участниками) предприятия;
- порядку дисконтирования долгосрочной валютной задолженности;
- порядку отражения результатов дисконтирования в учете и финансовой отчетности (использование субсчетов бухучета и статей финотчетности для признанных дисконтов и их последующей амортизации);
- определению ставки дисконтирования, ее пересмотру при существенных изменениях в договорах (контрактах), по которым возникла дисконтированная задолженность;
- форме документа, которым оформляются результаты дисконтирования. Это может быть обычная бухгалтерская справка, в которой необходимо указать:
- информацию о задолженности, которая дисконтируется (реквизиты договора, наименование контрагента, дата возникновения и сроки погашения и т.д.);
- методику определения и расчет справедливой (настоящей) стоимости, дисконта и/или его последующей амортизации в соответствии с выбранной учетной политикой (а именно: использованные формулы, построенные графики денежных потоков, выбранная ставка дисконтирования со ссылкой на источник);
- корреспонденцию счетов по признанию дисконта и/или его дальнейшей амортизации;
- любую другую информацию, необходимую для идентификации хозяйственной операции и отражения ее в бухгалтерском учете.
Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...
Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель