Нормирование труда органично связано с системой управления персоналом и существенно влияет на повышение эффективности использования его труда.
Правильно организованное нормирование труда позволяет предприятию минимизировать расходы и оптимизировать производство, другие виды хоздеятельности. И эти два фактора, объединенные в единую систему с другими элементами нормирования труда (нормы выработки (нормы времени), нормы обслуживания, численность персонала и т.д.), безусловно, влияют на конкурентные преимущества предприятия в определенной сфере деятельности.
То есть нормирование труда направлено на его производительность (оптимизацию), являющуюся взаимовыгодной для обеих сторон трудовых отношений:
- работодатель получает более выгодный с точки зрения бизнеса труд;
- работник – менее напряженную работу с учетом требований работодателя к ее результатам.
Добавим, что в нормировании труда ключевую роль играют профессиональные специалисты. Как правило, это экономисты (инженеры) по труду, хотя их роль на практике зачастую выполняют кадровики и даже бухгалтеры. Поэтому не лишним будет вкратце напомнить основные нюансы процесса нормирования труда.
Нормы труда: законодательные основания применения
Нормы труда согласно ст. 85 КЗоТ – это нормы выработки, времени, обслуживания, численности. Они устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Это т.н. стабильные по организационно-техническим условиям работы нормы труда. Также могут применяться укрупненные и комплексные нормы.
Статьей 86 КЗоТ предусмотрено, что введение норм труда, равно как их замена и пересмотр, работодатель осуществляет по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). При этом нормы труда устанавливаются на неопределенный срок и действуют до момента их пересмотра в связи с изменением условий, на которые они были рассчитаны (ст. 87 КЗоТ).
Виды норм труда
В ст. 87 КЗоТ указано, что наряду со стабильными по организационно-техническим условиям нормами труда предприятие вправе применять:
- временные нормы (устанавливаются на период освоения тех или иных работ, если отсутствуют утвержденные нормативные материалы для нормирования труда);
- одноразовые нормы (устанавливаются на отдельные работы единичного характера (внеплановые, аварийные)).
Мы уже упоминали в начале статьи о таких элементах системы нормирования труда, как нормы выработки (нормы времени) и нормы обслуживания. Статья 88 КЗоТ содержит условия, которые должны учитываться при определении этих элементов. В частности, нормы выработки (нормы времени) и нормы обслуживания определяются исходя из нормальных условий труда, к примеру:
- исправное состояние машин, станков и приспособлений;
- надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача;
- своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и другими источниками энергопитания и пр.
В числе таких условий немаловажное значение имеют также здоровые и безопасные условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, негативно влияющих на здоровье рабочих, и т.д.).
Наряду с нормами труда, которые предприятия могут разрабатывать самостоятельно с учетом специфики своей деятельности, существуют:
- единые нормы для всех работ определенного вида (независимо от отрасли и организационно-правовой формы предприятия);
- типовые нормы (межотраслевые, отраслевые, ведомственные).
Рекомендации по нормированию труда
Общими для всех без исключения предприятий можно считать Рекомендации по нормированию труда в отраслях народного хозяйства, утвержденные постановлением Минтруда Украины от 19.05.1995 г. № 2 (далее – Рекомендации № 2). Именно этот документ конкретизирует, что представляют собой норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма (норматив) численности, нормированное задание. Кроме того, Рекомендации № 2 разъясняют, как устанавливать укрупненные и комплексные нормы.
Понятное дело, что Рекомендации № 2 уже устарели, потому как с момента их утверждения многое изменилось в подходе к нормированию труда, в частности ввиду появления как новых отраслей хозяйства, так и новых видов экономической деятельности.
Минтруда в свое время разработало проект Рекомендаций по нормированию труда по видам экономической деятельности (далее – Рекомендации Минтруда). Данный документ повторяет отдельные положения Рекомендаций № 2, которые все еще не утратили своей актуальности: например, так же определяются понятия норм выработки, норм времени и пр. Что не удивительно, ведь эти понятия являются определенными экономическими категориями, которые со временем не теряют содержания и формы.
Вместе с тем Рекомендации Минтруда планируют в некоторой степени уточнить условия и особенности применения нормативных материалов для нормирования труда, утвержденных в централизованном порядке.
Обратите внимание, что по устоявшемуся принципу нормирование труда не может быть регулятором заработной платы (п. 3.9 Рекомендаций № 2, п. 4.9 Рекомендаций Минтруда). Между тем Рекомендации Минтруда уточняют, что нормы труда вместе с тарификацией работ являются основой для определения необходимой численности работников на выполняемый объем работ и уровень их квалификации (п. 1.12). Так, на основе тарификации работ, для которых устанавливаются нормы по труду, определяется сложность таких работ, что проявляется в требованиях к квалификации работников. В свою очередь, тарификация работ проводится для технического обоснования установленной на предприятиях системы оплаты труда (п. 2.2 Рекомендаций Минтруда). Таким образом, мы видим, что все взаимосвязано.
Нормы численности работников: важный фактор нормирования труда
В п. 3.1 Рекомендаций № 2 указано, что администрация предприятия для организации труда вводит в т.ч. межотраслевые и отраслевые нормы численности, рекомендуемые министерством. В соответствии с п. 1.5 Рекомендаций Минтруда нормы труда должны быть определены по нормативным материалам для нормирования труда, утвержденным в централизованном порядке. К ним относятся также нормативы численности.
Напомним некоторые из таких нормативных материалов. А начнем, пожалуй, с самого важного для предприятия любой отрасли и вида экономической деятельности документа — Межотраслевых нормативов численности работников бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минтруда и соцполитики Украины от 26.09.2003 г. № 269 (далее – Межотраслевые нормативы № 369). Межотраслевые нормативы № 269 изначально предназначены для предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности. Что подтверждается и п. 1 совместного приказа Минтруда и Минэкономики от 28.02.2000 г. № 361/7 (далее – Приказ № 361/7).
А вот предприятиям и организациям негосударственных форм собственности Приказ № 361/7 рекомендует вести первичный учет выполнения норм труда и предусматривать в коллективных договорах обязательства по улучшению состояния нормирования труда работников. Межотраслевые нормативы № 269 не только содержат нормы времени и нормативы численности работников бухгалтерской службы предприятия. Они в числе прочего рассматривают вопросы организации труда данного подразделения.
Организация труда
Согласно Межотраслевым нормативам № 268 нормативы численности бухгалтеров рассчитаны при условии, если каждый специалист выполняет работу с применением компьютерных бухучетных программ. Поэтому здесь сделан акцент и на том, что в случае применения компьютеров предприятию следует соблюдать требования гигиены труда:
- заданных параметров воздушной среды (температуры, относительной влажности, барометрического давления);
- в помещениях рекомендуется кондиционировать воздух.
В нормах времени по Межотраслевым нормативам № 269 указаны виды выполняемых работ, предусмотренные документами (стандартами) по бухучету и отчетности. Нормы времени установлены на выполнение работ одним исполнителем, указаны в часах и оформлены как нормативные карты. Нормы времени учитывают время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых, физкультурные паузы и личные потребности.
В разделе 1 Межотраслевых нормативов № 269 говорится о бухучете операций по:
- поступлению, амортизации, переоценке, выбытию основных средств и нематериальных активов;
- поступлению и выбытию запасов;
- расходам на производство готовой продукции;
- расчетам по оплате труда;
- денежным средствам, расчетам и пр.
Также Межотраслевые нормативы № 269 содержат нормы времени на составление форм финотчетности предприятия. А эти нормы напрямую зависят от численности работников на предприятии.
Еще добавим, что необходимое и аналитически обоснованное количество бухгалтеров предприятие может определить по двум методам расчета (разд. 2 Межотраслевых нормативов № 269):
- метод 1 – в зависимости от объема работ. Он базируется на отношении общей трудоемкости типового состава работ за год к годовому фонду рабочего времени одного работника с учетом поправочного коэффициента, который учитывает запланированные невыходы работников (отпуска, болезни и т.п.); удельный вес работ по бухучету и отчетности, которые выполняются на компьютере и величина которых определяется методом исследования;
- метод 2 – на основании общей численности работников. При этом методе применяется формула, которая учитывает общую численность работников на предприятии и количество его самостоятельных структурных подразделений.
Отметим, что Межотраслевые нормативы № 268 – полезный документ не только для оптимизации работы бухгалтерской службы. Многие из предвзятых руководителей, которые считают, что бухгалтерия – это «тьфу», удивится результатам расчета норматива численности, который будет сделан по предписаниям Межотраслевых нормативов № 269. Уверены, что в большинстве случаев будет явный недобор работников, вместо которых зачастую отдувается единственный бухгалтер предприятия.
Кроме Межотраслевых нормативов № 269, существуют и другие специализированные межотраслевые нормативы численности. Например:
- Межотраслевые нормы численности работников юридической службы, утвержденные приказом Минтруда и соцполитики Украины от 11.05.2004 г. № 108. Здесь учтены нормы времени на выполнение работ, которые предусматриваются документами по правовому обеспечению предприятия. Нормы времени (в часах) установлены на выполнение работ одним исполнителем или группой исполнителей и разработаны на все виды работ, выполняемых работниками юридической службы;
- Межотраслевые нормы времени и численности работников на работы, выполняемые экономистами по финансовой работе, утвержденные приказом Минтруда и соцполитики Украины от 07.12.2006 г. № 459. Нормы предназначены для расчета трудоемкости работ, а также оптимальной численности экономистов по финансовой работе и рекомендуются для использования на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины;
- Межотраслевые нормативы численности работников, занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров, утвержденные приказом Минтруда и соцполитики Украины от 18.12.2003 г. № 341. Они предназначены для определения оптимальной численности работников, занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров по функциям и выполняемым видам работ, и обоснования этой численности при составлении штатных расписаний;
- Межотраслевые нормы численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденные приказом Минтруда и соцполитики Украины от 11.05.2004 г. № 105. С их помощью определяется необходимое количество уборщиков служебных помещений, дворников.
Также обращаем внимание на то, что отдельные ведомства разрабатывают и утверждают собственные положения по организации нормирования труда. Скажем, Госстрой Украины приказом от 07.10.2004 г. № 188 утвердил Положение по организации нормирования труда в строительстве (далее – Положение № 188). В Положении № 188 отмечается, что с помощью норм труда:
- определяются необходимые затраты рабочего времени на выполнение строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;
- рассчитываются численность работников и размер оплаты их труда;
- разрабатываются сметные нормы;
- осуществляется текущее, перспективное и прогнозное планирование и пр.
То есть этот документ уже содержит в себе больше полномочий, нежели просто расчет численности работников.
А например, Государственная архивная служба Украины приказом от 29.04.2020 г. № 45 утвердила Типовые нормы времени и выработки на основные виды работ, выполняемых в архивных учреждениях (далее – Типовые нормы). Так, Типовые нормы разработаны с применением двух методов, которые могут быть полезны другим разработчикам норм труда, в т.ч. коммерческим предприятиям:
аналитико-исследовательский метод нормирования – основывается на анализе трудовых процессов и уровне выполнения действующих нормативов, исследовании затрат рабочего времени;
опытно-статистический метод нормирования – основывается на обобщении опыта работы и отчетных данных архивных учреждений.
Следовательно, в зависимости от отрасли, вида экономической деятельности будет выбран и метод по определению численности работников, принципов организации нормирования труда и др. Мы уже подчеркивали, что, как правило, сфера нормирования труда находится в компетенции специалистов по труду. Между тем общая информация по этому вопросу пригодится другим специалистам предприятия, в частности бухгалтеру и кадровику.

Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...



Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель
