• AVS
  • Статьи
  • НДС
  • Об изменениях в налогообложении во время военного положения-2022

Об изменениях в налогообложении во время военного положения-2022

Дата публикации
10 Апр 2022

С момента введения военного положения налоговое законодательство Украины претерпело немалые изменения. Напомним, что военное положение было введено 24 февраля Указом Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 г. № 64/2022. Затем Указом Президента Украины от 14.03.2022 г. № 133/2022 действие военного положения было продлено на 30 суток – до 25 апреля 2022 года.

Далее – вашему вниманию хроника отдельных важных законодательных изменений по налогообложению, которые уже произошли в период введения режима военного положения и оказывают существенное влияние на деятельность налогоплательщиков.

Представление отчетности, уплата налогов во время военного положения

Закон Украины «О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» от 03.03.2022 г. № 2115-ІХ (далее – Закон № 2115). Закон № 2115 не распространяется на налоговые правоотношения и устанавливает что физлица, ФЛП, юридические лица (далее – налогоплательщики) представляют учетные, финансовые, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты и любые другие документы, представление которых требуется в соответствии с нормами действующего законодательства, в течение 3-х месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период непредставления отчетности или обязанности подать документы.

За непредставление или несвоевременное представление вышеуказанной отчетности и/или документов административную и/или уголовную ответственность не применяют – в период действия военного положения, а также в течение 3-х месяцев после его завершения.

Если налогоплательщики не имеют физической возможности представить вышеуказанную отчетность или документы в течение 3-х месяцев из-за последствий их участия в боевых действиях, их освобождают от административной и/или уголовной ответственности. Они представляют такую ​​отчетность или документы в течение 1-го месяца со дня окончания этих последствий.

Также в период действия военного положения уполномоченные органы не проверяют своевременность и полноту представления любых отчетов или отчетных документов.

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об особенностях налогообложения и представления отчетности в период действия военного положения» от 03.03.2022 г. № 2118-IX (далее – Закон № 2118).

Закон № 2118 предусматривает ряд временных налоговых послаблений на период действия военного положения.

1. Изменения в подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса Украины (далее – НКУ).

В соответствии с новым п. 69 налогоплательщики освобождены от ответственности в случае невозможности своевременного исполнения ими своих обязанностей (в частности, по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представлению отчетности, в т. ч. предусмотренной п. 46.2 НКУ, регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки, представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового и т. п.). В течение шести месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине обязанности налогоплательщиков должны быть исполнены.

Если налогоплательщики в связи с последствиями непосредственного участия в военных действиях не успеют уложиться в этот срок для выполнения налоговых обязанностей, их не будут привлекать к ответственности при условии выполнения таких обязанностей в течение одного месяца со дня окончания действия последствий, которые сделали невозможным выполнение таких обязанностей.

В период действия военного положения новые налоговые проверки не начинаются, а уже начатые останавливаются. Правда, есть исключение из этого временного правила и касается оно камеральных проверок деклараций или уточняющих расчетов (в случае их представления), к которым подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения (см. пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

В случае невозможности зарегистрировать акцизную накладную в Едином реестре акцизных накладных перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами разрешено при наличии товарно-транспортной накладной. Эта накладная должна содержать всю информацию, которая должна быть в соответствующей акцизной накладной, которую в дальнейшем должны зарегистрировать в Едином реестре.

Операции по добровольной передаче или отчуждению средств, товаров (в т. ч. подакцизных), предоставлению услуг в пользу, в частности, Вооруженным силам Украины и подразделениям территориальной обороны без предварительного или последующего возмещения их стоимости, для целей налогообложения не считают операциями по реализации.

Корректировка финансового результата до налогообложения, предусмотренные пп. 140.5.9 НКУ, не проводится относительно сумм денежных средств или стоимости специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, оказанных услуг по перечню, определенному КМУ, добровольно перечисленные (переданные) Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины и другим лицам, прямо указанным в пп. 69.6 подразд.10 разд. ХХ НКУ для нужд обеспечения обороны государства в связи с военной агрессией РФ против Украины.

Сумма возмещения стоимости горючего, израсходованного при предоставлении услуг по перевозке для обеспечения нужд Вооруженных Сил Украины и подразделений территориальной обороны, не включается в состав налогооблагаемого дохода физлиц, предоставляющих такие услуги.

Для налогоплательщиков и контролирующих органов остановлено течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Остановлено действие п.п. 200.10-200.12 НКУ, кроме согласования контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки.

2. Изменения в разд. ХХI Таможенного кодекса Украины.

Согласно новому п. 52 временно на период военного положения, освобождены от обложения ввозной пошлиной социально значимые продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия, на которые Правительство установило фиксированные цены в понимании Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. 5007-VI. И согласно п. 4 Закона № 2118 Кабмин постановлением от 06.03.2022 г. № 223 дополнил п. 2-1 постановления КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов) от полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.1996 г. № 1548. Согласно ему на период военного положения областные военные администрации вместе с Национальной полицией, Государственной службой по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, Государственной службой по лекарственным средствам и контролю за наркотиками обеспечивают контроль за установлением субъектами хозяйствования розничной торговли цен на такие товары, как мука пшеничная, макаронные изделия, батон, хлеб, крупа гречневая, крупа овсяная, свинина, говядина, птица (тушки куриные), молоко и др.

В период действия военного положения КМУ получил право признавать отдельные категории товаров, в том числе подакцизные, не определенные в ст. 6 Закона Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.1999 г. № 1192-XIV, гуманитарной помощью без осуществления процедуры признания таких товаров гуманитарной помощью в каждом конкретном случае.

Перечень категорий таких товаров утвержден постановлением КМУ от 07.03.2022 г. № 224.

3. Изменения в разд. II «Заключительные положения» Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (далее – Закон о РРО).

Новый п. 12 разд. ІІ Закона о РРО устанавливает, что на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины санкции за нарушение требований настоящего Закона не применяются.

4. Временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, любую отчетность, кроме налоговой, представление которой требуется в соответствии с нормами действующего законодательства, можно предоставлять с учетом сроков, определенных п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. То есть в шестимесячный срок после прекращения или отмены военного положения на территории Украины (срок с 3-х месяцев на 6 месяцев изменен Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства на период действия военного положения» от 24.03.2022 г. № 2142-IX).

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения» от 15.03.2022 г. № 2120-IX (далее – Закон № 2120).

1. Администрирование налогов

Новый п. 102.9 НКУ останавливает на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения течение сроков, определенных НКУ, другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на налоговиков.

В частности, течение сроков останавливается для:

  • срока, отведенного для проведения проверки и определения налоговиками самостоятельно суммы денежного обязательства. В общем случае этот срок равен 1095 дням (п. 102.1 НКУ);
  • начисления штрафов за правонарушения, выявленные во время проверки, непосредственно не связанные с декларированием налоговых обязательств. В общем случае, предельный срок также ограничивается 1095 днями с момента совершения правонарушения (п. 102.1 НКУ). Теперь весь период действия военного или чрезвычайного положения будет добавляться к течению отведенных 1095 дней, отсчет которых еще не подошел к концу по состоянию на 24.02.2022 г.;
  • взыскания налогового долга в принудительном порядке, предельный срок давности по которому тоже 1095 дней (п. 102.4 НКУ);
  • самостоятельного исправления ошибок – тоже в пределах 1095 дней (п. 50.1 НКУ);
  • срока хранения документов, определенных п. 44.1 НКУ, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, – не менее 1095 дней (п. 44.3 НКУ).

Пункт 102.9 НКУ останавливает течение сроков, установленных не только НКУ, но и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

2. НДС.

Пункт 32-2 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Согласно ему временно на период военного положения есть право при отсутствии зарегистрированных налоговых накладных/расчетов (далее – НН/РК) декларировать налоговый кредит на основании первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996.

В течение шести месяцев после прекращения или отмены действия военного положения плательщики будут обязаны зарегистрировать отсроченные НН/РК. Соответственно данные о налоговом кредите, отраженном на основании первичных документов, придется уточнять.

Временно на период военного, чрезвычайного положения снижена ставка НДС с 20% до 7% на горючее и нефтепродукты (п. 82 разд. 2 разд. ХХ НКУ). Эта ставка применяется при импорте в Украину и поставках на территории Украины:

бензинов моторных, тяжелых дистиллятов и сжиженного газа, классифицируемых по кодам УКТ ВЭД по пп. 215.3.4 НКУ, на которые установлена ​​ставка акцизного налога в размере 0,00 евро за 1000 литров, а также нефти или нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных пород (минералов), классифицируемых по кодам УКТ ВЭД 2709 00 10 00 и 2709 00 90 00.

Операции, облагаемые по ставке 7%, не следует включать в расчет бюджетного возмещения. Отрицательный НДС в этом случае относят к налоговому кредиту следующего отчетного периода.

3. Изменения в п. 32 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Освобожден от НДС импорт и поставка товаров, предназначенных для безопасности и обороны Украины. Речь идет о спецсредствах защиты (касках, бронежилетах), нитях, тканях и материалах для изготовления касок и бронежилетов, лекарствах и медицинских изделиях, а также другой продукции оборонного назначения.

Временно, в течение действия правового режима военного, чрезвычайного положения, не считаются использованными налогоплательщиком в необлагаемых НДС операциях или операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью налогоплательщика, товары:

  • приобретенные в облагаемых НДС операциях, уничтоженные (утраченные) вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы в период действия военного, чрезвычайного положения;
  • приобретенные в облагаемых НДС операциях и переданные в государственную или коммунальную собственность, в том числе в пользу добровольческих формирований территориальных общин, а также предоставленные в пользу других лиц для обеспечения обороны Украины в период действия военного, чрезвычайного положения.

Не является поставкой товаров и услуг передача/предоставление товаров и услуг Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины и т. п., кроме случаев, когда такие операции по поставке товаров и услуг облагаются налогом по нулевой ставке НДС.

4. Применение РРО. Закон № 2120 откорректировал новый п. 12 разд. II Закона о РРО, добавленный ранее Законом № 2118 (см. выше). Так, временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за нарушение требований Закона о РРО не применяются кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.

По новому п. 13 разд. ІІ Закона о РРО, который добавил Закон № 2120 на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения или обстоятельств непреодолимой силы проведение расчетных операций, осуществляемых на программных РРО в режиме офлайн, и использование фискальных номеров из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером ГНСУ, могут проводиться с превышением сроков, установленных в ст. 5 Закона о РРО. В абз. 3 и 4 ст. 5 последнего предусмотрено, что на период отсутствия связи между программным РРО и фискальным сервером контролирующего органа проведение расчетных операций осуществляется в режиме офлайн, который может длиться не более 36 часов, с созданием электронных расчетных документов, которым присваиваются фискальные номера из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером контролирующего органа.

Субъект хозяйствования может использовать фискальные номера из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером контролирующего органа, не более 168 часов в течение календарного месяца.

Учитывая новую норму, во время военного положения субъекты хозяйствования при использовании программных РРО в режиме офлайн могут использовать фискальные номера из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером налоговой, в свободном режиме при необходимости.

5. Налогообложение ФЛП. По новому п. 22 подразд. 1 разд. ХХ НКУ по результатам налоговых (отчетных) периодов за 2022 год в составе расходов от осуществления определенного вида независимой профессиональной деятельности, а также в составе расходов ФЛП от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, могут учитываться документально подтвержденные расходы в виде стоимости имущества, в том числе денежные средства, которые добровольно перечислены (предоставлены, переданы) Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины и т. д. для нужд обеспечения обороны государства.

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства на период действия военного положения» от 24.03.2022 г. № 2142-IX (далее – Закон № 2142)

Подраздел 10 разд. ХХ НКУ дополнен пп. 69.22-69.26:

Подпункт 69.22 – временно положения ст. 266 НКУ применяются с учетом следующих особенностей:

не начисляется и не уплачивается налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за объекты жилой недвижимости, расположенные на территориях боевых действий или временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, и объекты жилой недвижимости, которая стала непригодной для проживания в связи с военной агрессией РФ против Украины – за 2021 и 2022 налоговые (отчетные) годы для собственников недвижимости – физлиц, за период с 1 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года для собственников недвижимости  – юридических лиц;

временно, на период с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, в котором прекращено или отменено военное положение не начисляется и не уплачивается налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за объекты нежилой недвижимости, в том числе их части, которые расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ. При этом налогоплательщики – юридические лица в течение шести календарных месяцев после месяца, в котором прекращено или отменено военное положение вправе представить уточняющую налоговую декларацию, В ней отражаются изменения размера налогового обязательства по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за соответствующий налоговый период. Для налогоплательщиков – физлиц контролирующий орган самостоятельно исчисляет налоговое обязательство за период с 1 января по 1 марта 2022 года.

Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров Украины. По состоянию на дату подготовки статьи такой перечень не утвержден.

Сейчас существует только Перечень административно-территориальных единиц, на территории которых плательщикам единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые состоят на учете на соответствующей территории, может предоставляться помощь в рамках Программы «еПоддержка» (см. распоряжение КМУ от 06.03.2022 г. № 204-р).

Также КМУ должен утвердить порядок признания объектов жилой недвижимости непригодными для проживания в связи с военной агрессией РФ против Украины.

Подпункт 69.23: на период действия военного положения на территории Украины освобождаются от налогообложения НДС операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта субъектами хозяйствования, зарегистрированными плательщиками единого налога первой, второй и третьей группы, кроме физических и юридических лиц, которые избрали ставку единого налога, определенную пп. 1 п. 293.3 НКУ.

Подпункт 69.24: на период действия военного положения на территории Украины освобождаются от налогообложения НДС, акцизным налогом операции по ввозу физическими лицами на таможенную территорию Украины автомобилей легковых, кузовов к ним, прицепов и полуприцепов, мотоциклов, транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек, транспортных средств для перевозки грузов в таможенном режиме импорта.

Освобождение от налогообложения, установленное пп. 69.23 и 69.24 подраздел. 10 разд. ХХ НКУ, не применяется к операциям по ввозу на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта товаров, имеющих происхождение из страны, признанной государством-оккупантом по закону и/или признанным государством-агрессором в отношении Украины согласно законодательству, либо ввозимых с территории государства — оккупанта (агрессора) и/или с оккупированной территории Украины, определенной таковой по закону.

Подпункт 69.26: на период действия военного, чрезвычайного положения налогоплательщики вправе представлять в контролирующий орган налоговую декларацию и другие документы в бумажной форме.

Особенности применения упрощенной системы налогообложения

В соответствии с п. 9 подразд. 8 разд. ХХ НКУ временно, с 1 апреля 2022 года до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, положения разд. XIV НКУ применяют с учетом определенных особенностей.

ФЛП – плательщики единого налога первой и второй группы вправе не уплачивать единый налог. Декларацию плательщика единого налога – ФЛП такие лица за период неуплаты единого налога не заполняют.

Плательщиками единого налога третьей группы могут быть ФЛП и юридические лица – субъекты хозяйствования любой организационно правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 10 миллиардов гривен. К таким лицам не применяется ограничение по количеству лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях.

Обращаем внимание, что на подпись Президенту Украины направлен закон, принятый ВРУ на основании законопроекта № 7234 от 30.03.2022 г. В частности, в соответствии с ним сняты ограничения по объему дохода.

Также п. 9 подразд. 8 разд. ХХ НКУ установлены другие особенности применения единого налога со ставкой 2%: а именно, кто не может быть плательщиком этого налога, нюансы налогообложения НДС относительно отчетных периодов, порядок перехода на уплату налога по ставке 2% и т. д.

Вопросы – ответы об особенностях перехода плательщиков на упрощенную систему налогообложения предоставили налоговики.

В то же время при подписании уже упомянутого выше закона, принятого ВРУ на основании законопроекта № 7234 от 30.03.2022 г., п. 9 подразд. 8 разд. ХХ НКУ дополнится, в частности, нормами об особенностях налогообложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщиков, временно перешедших на уплату единого налога третьей группы  согласно этому пункту.

Проходит набор
Онлайн-курс по Зарплате и Кадрам

    Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...

    Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
    20 Июл 2021
    Онлайн-курс по 1С Бухгалтерия 2.0

      Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель

      Светлана Шанайда
      Спикер Светлана Шанайда
      Комментарии 0

        Получите PDF Чек-лист

        Экспресс-аудит Вашей бухгалтерии

        Ближайшие курсы
        Онлайн-курс по Зарплате и Кадрам

          Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...

          Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
          20 Июл 2021
          Онлайн-курс «Бухгалтер-Эксперт»

            Получите навыки, которыми обязан обладать единственный/главный бухгалтер для ...

            Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
            25 Июн 2021
            Онлайн-курс по Проверкам

              Научитесь проходить проверки Налоговой уверенно и без штрафов всего за 5 недель

              Игорь Сичеславский
              Спикер Игорь Сичеславский
              16 Авг 2021
              Онлайн-курс по 1С Бухгалтерия 2.0

                Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель

                Светлана Шанайда
                Спикер Светлана Шанайда
                Онлайн-курс по Налогу на Прибыль

                  Научитесь вести учет налога на прибыль без ошибок, благодаря комплексному ...

                  Галина Морозовская
                  Спикер Галина Морозовская
                  05 Апр 2021