«Держи друзей близко к себе, а недругов еще ближе» — это не только несколько интерпретированное крылатое выражение, а прямое указание контролеров. Ведь, кроме того, что налоговики сами пытаются отследить соблюдение бизнесом правил игры, они еще активно норовят привлечь к этому и самих субъектов хозяйствования.
Конечно, адекватный бизнес и без таких указаний заботится о своей безопасности и при прочих равных условиях выбирает контрагентов по их надежности. И в этом деле наработки налоговиков, в частности, обнародованная ими информация уже более существенная, нежели требования и советы.
Проверка контрагента по базам: юрлиц и ФЛП
Проверка контрагента по коду — такой самый простой способ советуют использовать налоговики. Именно таким образом работает сервис ГНС «Узнай больше о своем бизнес-партнере».
Для более тщательной проверки можно воспользоваться специальными сервисами или же разработать собственные алгоритмы. Благо, сегодня в сфере «бизнес-разведки» нет дефицита, и по желанию можно в прямом смысле узнать все и обо всех.
В целом же для целей «надежности» информации в открытых источниках и официальных реестрах может быть предостаточно.
Между тем не стоит забывать, что формальность ведения государственных реестров позволяет не совсем добросовестным субъектам обнародовать лишь тот минимум информации, который не в полной мере будет отражать реальное положение дел.
Поэтому если речь идет не просто о превентивных мерах во избежание недоразумений с контролерами, а об известном выборе контрагента, следует позаботиться о системном подходе с использованием всего доступного инструментария.
ГНС
Кроме того, что сотрудничество с ненадежным контрагентом вредит самому бизнесу, его последствия могут стать причиной недоразумений с контролирующими органами. Скажем больше, иногда сложности возникают даже в том случае, когда такое сотрудничество происходит не напрямую, а через посредников.
Например, один из «самых любимых» приемов налоговиков — апеллировать к «наиболее слабому» звену цепочки поставок. Так, обнаружив на каком-то из этапов сомнительного, по мнению контролеров, субъекта хозяйствования, они могут инициировать проверки всех, к кому в дальнейшем попадает его товар.
Признание хозяйственной операции нереальной — 4 контраргумента для налоговой
Не единичными являются случаи, когда к добросовестным плательщикам поступают запросы, касающиеся именно их контрагентов.
Также зачастую «в вину» предприятию могут предъявлять то, что оно не могло не знать о наличии у контрагента налогового долга или об отсутствии его в списках плательщиков НДС, ведь такая информация является общедоступной.
Проверка контрагента ГФС проводится, безусловно, не сплошным способом. Но если уж что-то попадет «на глаза» — это, непременно, находит отражение и при формировании плана проверок, и при поиске поводов для внеплановых визитов.
Планы проверок: правила формирования, изменения, как себя найти
ЕГРПОУ и ИНН
Поскольку «нумерация» субъектов хозяйствования — открытая информация, то именно с идентификационных реквизитов начинают проверку.
Проверка контрагента по ИНН — первый шаг еще ввиду уникальности данного реквизита. Ведь если говорить о физических лицах, то, учитывая количество населения, совпадения даже во всех остальных данных, таких как Ф.И.О. и дата рождения, могут иметь место.
Проверка контрагента по ЕГРПОУ может быть реализована автоматически и даже интегрирована с учетными системами. Поэтому каждый раз при проведении операций в учете можно видеть актуальный статус контрагента.
Когда необходимо проверять контрагентов
Проверки контрагента стоило бы проводить при любых операциях. Но во всем должна быть целесообразность. Например, если речь идет о новом контрагенте, с которым запланирована крупная сделка, — проверка может быть более тщательной и комплексной. Однако в дальнейшем имеющихся контрагентов могут проверять не перед каждой операцией, а с определенной периодичностью.
В целом каждый субъект хозяйствования может самостоятельно определять, когда и кого проверять, какие именно сведения следует учитывать в ходе таких проверок.
Опять-таки законодательно от предприятия не требуется проводить дополнительные проверки. Собственно, само определение предпринимательства говорит о том, что данная деятельность осуществляется по своему усмотрению и на свой риск. Стало быть, проверяют контрагентов не потому, что налоговики или другие контролеры могут применить штрафы за налоговую неосторожность, а потому, что предприятие прежде всего само заинтересовано в надежности своих контрагентов.
Статус
В первую очередь нужно убедиться в действительности госрегистрации — не ликвидирован ли случайно контрагент или уже готовится окончательно прекратить деятельность.
Прекращение ФЛП: 4 неочевидных факта
Проверка контрагента плательщика НДС — пожалуй, является ключевой для субъектов из числа плательщиков данного налога. Не секрет, что НДС находится в зоне пристального внимания контролеров, и они неустанно изобретают новые способы борьбы с его оптимизацией. Зачастую такое рвение становится краеугольным камнем и для добросовестных плательщиков. Можно лишь вспомнить, чего стоило внедрение системы блокировки налоговых накладных. К тому же, как признают сами налоговики, сейчас подтверждением статуса плательщика НДС являются именно открытые данные. Требовать дополнительные документы и извлечения из реестра не разрешается даже им.
Аналогичная ситуация с плательщиками других налогов, в частности единого. Даже если потенциальный партнер проявит инициативу и сам предоставит извлечение или какое-то другое подтверждение, лучше все же самостоятельно проверить его актуальность.
Участие в судебном процессе — если контрагент является стороной спора или имеет «долгую историю» судебных тяжб, то такой статус явно не придает ему коммерческой привлекательности. Конечно, исключения могут быть. Судебная активность сама по себе не может считаться «черной меткой» и, наоборот, может свидетельствовать о наличии у предприятия «времени, вдохновения и ресурсов», чтобы отстаивать свои позиции. Но все же такой маркер рисковости нуждается во внимании и детальном изучении.
Пребывание в стадии банкротства также легко проверить, а польза данной информации более чем очевидна.
Действительность лицензий и разрешений контрагента также подлежит проверке. Здесь следует учитывать, что при несвоевременной оплате, например, за акцизную лицензию ее действие могут приостанавливать. Поэтому важно убедиться, что на момент сотрудничества такая лицензия действовала в полной мере.
Наличие налогового долга прежде всего является маркером именно для налоговиков. И все же поинтересоваться этой информацией о потенциальном контрагенте вполне уместно.
Что следует учесть
Налоговая проверка контрагента, независимо от частоты и «чистоты» взаимоотношений с ним, стоит внимания. Поэтому, анализируя планы-графики проверок и не находя там себя, необходимо все же просмотреть как минимум своих ключевых партнеров. И не только ввиду возможных встречных свероки, но и чтобы быть готовым к «информационным» запросам.
Получили запрос от налоговой: когда ждать проверку?
К тому же своевременная проверка контрагента поможет избежать возможных негативных последствий в сфере финмониторинга. Поскольку перечисление средств или их получение от лиц, которые сами подпадают под критерии рисковых или вообще значатся в санкционных списках, может стать еще большей проблемой, нежели самая тщательная налоговая проверка.
Финмониторинг-2021: причем здесь бухгалтеры?
Задолженность по заработной плате. Данный показатель можно найти сразу в нескольких источниках, и он является едва ли не самым ярким маркером о рисковости неисполнения контрагентом своих обязательств. Да и если все же рискнуть и дело дойдет до суда, долги по зарплате вместе с долгами по зарплатным платежам в бюджет вряд ли оставят что-то для других кредиторов.
Поскольку нынче уже в открытом доступе есть вся финансовая отчетность, то грех не ознакомиться и с этой информацией. Ведь динамика баланса и отчета о финрезультатах может рассказать о контрагенте много интересного. Еще один заслуживающий внимания маркер рисковости — связи потенциального контрагента. Поскольку операциям со связанными лицами контролеры уделяют значительное внимание, то не лишней будет информация о принадлежности контрагента к группе компаний или же «родство» с определенными лицами.
Например, некоторые предприятия ограничивают директоров на единоличное заключение договоров свыше определенной суммы.
При этом разработчики специализированных систем отмечают несинхронность таких обновлений, советуя при этом по возможности перепроверять необходимую информацию в разных источниках.
Но если лицо не считает нужным предоставлять документы или дополнительные сведения к трудоустройству — оно вправе этого не делать. В свою очередь, работодатель также может отдать предпочтение «более открытому» кандидату на должность.
При этом вряд ли удастся доказать, что со стороны работодателя имело место именно «вымогательство дополнительных документов при заключении трудового договора» (ст. 25 КЗоТ), ведь для «входной» проверки достаточно будет и обязательных паспорта и ИНН.

Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...



Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель
