По определению ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее – Закон о бухучете) и п. 3 разд. I НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» учетная политика — это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для ведения бухучета, составления и представления финотчетности.
В статье «Учетная политика» мы уже рассказывали об общих положениях по составлению учетной политики предприятия и нюансам ее оформления соответствующим приказом. Введение военного положения и многочисленные законодательные новации в этот период вызывают у предприятий вопросы типа, нужно ли и как вносить изменения в учетную политику. Поговорим об этом далее, а также напомним отдельные моменты, влияющие на учетную политику предприятия.
Вновь созданное предприятие: должна ли быть учетная политика
Упомянем, что согласно ч. 1 ст. 2 Закона о бухучете его действие распространяется на всех юрлиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. Причем первым отчетным периодом вновь созданного предприятия может быть менее 12 месяцев, но не более 15 месяцев (ч. 2 ст. 13 Закона о бухучете).
Заметим, что для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете). Форму организации бухучета фиксируют в приказе об учетной политике предприятия, которая определяется на основании НП(С)БУ, других нормативно-правовых актов по вопросам бухучета: по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами (ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете, п. 1.2 Методических рекомендаций по учетной политике предприятия, утвержденных приказом Минфина Украины от 27.06.2013 г. № 635, далее – Методрекомендации № 635).
Поэтому вновь созданные предприятия разрабатывают учетную политику до начала хозяйственной деятельности. Чтобы первые хозяйственные операции и порядок их фиксации в бухучете осуществлялись на основе принципов, методов и процедур учета, избранных предприятием.
Заметим, предприятию нужно раскрывать информацию об учетной политике и ее изменениях, чтобы пользователи имели возможность объективно и корректно сравнивать данные финотчетности за разные периоды (п.п. 4, 5 разд. III НП(С)БУ 1). Также не следует забывать о принципе последовательности, который предполагает постоянное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Поэтому изменение учетной политики должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности (п. 6 разд. III НП(С)БУ 1).
Изменения в учетной политике: когда и как
Минфин Украины еще в письме от 14.08.2016 г. № 31-11410-07-10/23534 (далее – письмо № 23534) отмечал, что в соответствии с п. 9 НП(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» учетная политика может изменяться только если изменяются уставные требования, требования органа, утверждающего НП(С)БУ или если изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия.
Как правило, учетная политика может изменяться с начала года (п. 3.2 Методрекомендаций № 635). А по п. 3.4 Методрекомендаций №635 приказ об учетной политике может быть принят как базисный на время деятельности предприятия, в который при необходимости вносятся изменения с определенного времени.
Изменения учетной политики могут обуславливать новации нормативно-правовых актов по вопросам бухучета и финотчетности. Тогда нет смысла ожидать наступления нового отчетного года, а вносить изменения можно в любое время после этого (см. письмо Минфина Украины от 14.08.2016 г. № 31-11410-07-10/23534, далее – письмо № 23534).
А вот изменения, инициированные самим предприятием, оформляются в конце старого – в начале нового года.
Минфин в письме № 23534 акцентировал внимание, что предприятие может вносить соответствующие изменения в приказ об учетной политике в течение года, но с учетом норм, предусмотренных п.п. 3.2-3.4 Методрекомендаций № 635. Напомним, что:
1) изменить учетную политику предприятие может в исключительных случаях, прямо установленных в НП(С)БУ. Пересмотр учетной политики должен быть обоснован;
2) учетная политика может изменяться в вариантах, если:
- изменяются на предприятии уставные требования;
- изменяются требования органа, осуществляющего функции по государственному регулированию методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, то есть Минфина;
- изменения учетной политики обеспечат более достоверное отображение событий (хозяйственных операций) в бухучете и финотчетности.
Согласно п. 10 НП(С)БУ 6 не считают изменением учетной политики ее новые правила для:
- событий или операций, отличающихся по содержанию от предыдущих событий или операций;
- событий или операций, не осуществляющихся ранее.
Изменения учетной политики: как оформить
Обратите внимание: в случае внесения в учетную политику больших по объему изменений или существенно влияющих на ее содержание целесообразно приказ об учетной политике полностью изложить в новой редакции (п. 3.4 разд. III Методрекомендаций № 635). Учетную политику предприятия с учетом внесенных изменений предприятие приводит в примечаниях к годовой финотчетности в форме описания или путем приложения к отчетности копии распорядительного документа (п. 3.5 разд. III Методрекомендаций № 635).
Изменения в учетную политику следует раскрыть в примечаниях к финотчетности в разрезе следующей информации (п. 22 НП(С)БУ 6):
- причины и суть изменений;
- сумма корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года или обоснование невозможности ее достоверно определить;
- факт повторного предоставления сравнительной информации в финотчетности или нецелесообразность ее перечня.
Изменения в налогообложении и администрировании НДС: влияют ли на учетную политику
Заметим, что такие случаи, как основания для изменения учетной политики, прямо не указаны в Методрекомендациях № 635. В то же время предприятия могут не только устанавливать собственные правила по учету НДС, и соответственно фиксировать их в приказе об учетной политике, но и реагировать на изменения в учете НДС. Тем более, после отмены Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина Украины от 01.07.1997 г. № 141.
Обратите внимание на письмо Минфина Украины от 12.09.2019 г. № 35210-07-10/22881, которое рекомендует вести бухучет НДС согласно Налоговому кодексу Украины (далее – НКУ), Закону о бухучете, НП(С)БУ или МСФО, Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. № 291. Также Минфин считает, что при необходимости предприятие вправе ввести дополнительные субсчета через распоряжение об учетной политике. Например, субсчета для отдельного отражения налоговых обязательств и налогового кредита по зарегистрированным и незарегистрированным налоговым накладным/расчетам корректировки; расчеты в СЭА и т. д.
Прибыль предприятия: изменения учетной политики
Согласно п. 11 НП(С)БУ 6 учетную политику применяют в отношении событий и операций с момента их возникновения Если же сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно, что учетная политика распространяется только на события и операции, которые происходят после даты изменения учетной политики (п. 13 НП(С)БУ 6).
Влияние изменения учетной политики на события и операции прошлых периодов отражается в отчетности путем (п. 12 НП(С)БУ 6):
- корректировка сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;
- повторного предоставления сравнительной информации относительно предыдущих отчетных периодов.
При невозможности различить изменение учетной политики и изменение учетных оценок это рассматривается и отражается как изменение учетных оценок (п. 14 П(С)БУ 6).
Заметим, что НКУ не предусматривает разниц для корректировки финансового результата до налогообложения, связанных с изменением учетной политики (см., например, ИПК ГФСУ от 04.03.2019 г. № 867/6/99-99-15-02-02- 15/ІПК и от 01.10.18 г. № 4256/ІПК/28-10-27-01-11). И хотя в этих налоговых разъяснениях говорится о МСФО, такой подход следует применять и к предприятиям на НП(С)БУ.
список и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;
список и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг).
1) регуляторные органы в области бухучета и финансовоъ отчетности;
2) собственник (собственники) или уполномоченные органы (должностные лица), управляющие предприятием согласно законодательству и учредительным документам (руководство предприятия).
Если же обратиться к абз. 1 п. 2.20 разд. II Методрекомендаций №635, то увидим: количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности руководство предприятия определяет самостоятельно.
В случае установления определенных критериев в НП(С)БУ, других нормативно-правовых актах по бухучету, следует ориентироваться на них. В частности, на этом концентрируется Минфин Украины в письме от 27.08.2013 г. № 31-08410-07-10/25152.
Критерии существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности предприятию необходимо приводить в распорядительном документе об учетной политике (п. 2.1 разд. II Методрекомендаций № 635).

Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...



Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель
