Учетная политика

Дата публикации
09 Июн 2021

Что такое учетная политика

Первоочередной задачей при организации бухгалтерского учета на предприятии является определение его учетной политики. Данный вопрос в компетенции собственника (собственников) или руководителя предприятия (ч. 2 и ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV, далее — Закон о бухучете).

Учетная политика — это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности (ст. 1 Закона о бухучете, п. 3 р. І НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»).

Следовательно, каждое предприятие, учитывая специфику своей деятельности, выбирает те бухучетные принципы, методы и процедуры, которые ему больше всего подходят, из числа предложенных П(С)БУ или МСФО. То есть предприятие вправе выбирать только в том случае, если П(С)БУ или МСФО предусматривают многовариантность. Ввиду этого совокупность выбранных предприятием принципов, методов и процедур для составления и представления финотчетности формирует его учетную политику.

А вот одновариантные методы оценки, учета и процедуры прописывать в учетной политике предприятия нецелесообразно (п. 1.3 Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635, далее — Методрекомендации № 635). Ведь их использование обязательно для всех предприятий.

Ориентировочный, не исчерпывающий перечень элементов учетной политики предприятия, которые необходимо указывать в учетной политике, приведен в п. 2.1 р. II Методрекомендаций № 635.

В свою очередь, в бухгалтерской нормативке немало белых пятен, которые на практике приходится компенсировать положениями приказа об учетной политике.

Например, отсутствие методики дисконтирования долгосрочной задолженности (кредиторской и дебиторской), проведение которого является обязательным, вынуждает предприятия прописывать в учетной политике порядок расчета настоящей стоимости долгосрочных обязательств, подход к определению ставки дисконтирования и количества периодов дисконтирования.

Еще одним ярким примером является бухгалтерский учет сумм НДС, ключевые моменты которого предприятия, по рекомендации Минфина (см. письмо Минфина от 12.09.2019 г. № 35210-07-10/22881), часто регламентируют в своей учетной политике. Ведь после утраты силы с 09.08.2019 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина от 01.07.1997 г. № 141, предприятие самостоятельно решает, как ему вести бухучет НДС, главное, чтобы это не противоречило нормам бухгалтерских стандартов.

Зачастую в приказе об учетной политике или его приложениях прописывают правила документооборота, определяют технологию обработки учетной информации и пр.

Выбранная учетная политика должна применяться всеми филиалами, отделениями, представительствами и другими обособленными подразделениями предприятия.

Задачи учетной политики

Правильно выбранная учетная политика и ее соблюдение должны обеспечить:

  • единство требований и подходов к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;
  • формирование рациональной системы информационного обеспечения для управления предприятием;
  • налоговую оптимизацию.

Главной целью ведения бухгалтерского учета и составления финотчетности является предоставление пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия для принятия ими взвешенных управленческих решений. При этом именно соблюдение учетной политики (последовательное применение выбранных методов, правил и процедур) позволяет обеспечить сравнимость и сопоставимость показателей финансовой отчетности одного предприятия за разные периоды и финансовых отчетов разных предприятий.

Отсутствие или несоблюдение учетной политики на предприятии может привести к ошибкам в бухгалтерском, управленческом и налоговом учете и негативно повлиять на достоверность финансовой отчетности.

В течение последних лет все чаще предприятия формируют свою учетную политику, учитывая налогово-оптимизационный ее аспект.

Как инструмент налогового планирования

Отечественное налоговое законодательство не совершенно. Это дает возможность плательщикам в рамках нормативного поля оптимизировать налогообложение.

Налоговое планирование решает следующие задачи: как предприятию не переплачивать налоги, по возможности переносить базу налогообложения на следующие отчетные периоды (тем самым отсрочив уплату налогов), избегать штрафов за нарушение налогового законодательства.

Поскольку налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, учетная политика имеет безусловное влияние на объемы и сроки налоговых платежей. То есть, формируя учетную политику предприятия, для целей оптимизации необходимо выбирать методы и процедуры, позволяющие уменьшить или отсрочить расходы по уплате налогов.

Например, налог на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерского финрезультата, определенного по требованиям НП(С)БУ или МСФО и откорректированного на налоговые разницы, прописанные в р. III и подразделе 4 р. ХХ НКУ (пп. 134.1.1 НКУ). Предприятия (плательщики налога на прибыль) с годовым объемом дохода менее 40 млн грн могут отказаться от применения налоговых разниц с р. III НКУ. У последних есть больше возможностей для налоговой оптимизации, поскольку налоговые разницы, как правило, нивелируют данную возможность.

К примеру, создание резерва сомнительных долгов позволяет оптимизировать уплату налога на прибыль только у предприятий, не применяющих налоговые разницы. Ведь расходы на создание такого резерва уменьшают объект налогообложения данного налога уже в том периоде, когда возникают сомнения в погашении дебиторской задолженности и не нужно ждать сроков истечения исковой давности. Тогда как у «высокодоходников», применяющих налоговые разницы, объект налогообложения уменьшится на сумму безнадежной дебиторской задолженности только в отчетном периоде ее фактического списания.

Благодаря выбору в учете методов ускоренного уменьшения остаточной стоимости и/или минимальных по НКУ сроков полезного использования необоротных активов, можно быстрее списать на расходы (а значит, уменьшить объект налогообложения) большую часть их стоимости. Также целесообразно выбирать для малоценных необоротных активов метод амортизации, предусматривающий списание на расходы 100% их стоимости в отчетном периоде начала их использования (п. 27 НП(С)БУ 7 «Основные средства»).

Уценка запасов на дату баланса и переоценка необоротных активов также при определенных условиях могут способствовать оптимизации налогообложения.

Учитывая данные бухгалтерского учета, плательщики НДС определяют минимальную базу налогообложения по НДС для операций с необоротными активами. То есть при поставке (списании) необоротных активов НДС-обязательства начисляются исходя из договорной стоимости, но не ниже балансовой (остаточной) стоимости таких необоротных активов по данным бухучета (п. 188.1 и п. 189.1 НКУ). Поэтому на базу налогообложения таких операций влияет как метод амортизации, сроки полезного использования и проведение переоценок необоротных активов.

Требования к оформлению

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (ч. 3 ст. 8 Закона о бухучете).

Традиционно учетная политика оформляется отдельным распорядительным документом (приказом) руководителя предприятия. Соблюдать положения данного организационно-распорядительного документа должны все работники предприятия, вовлеченные в учетные процессы.

Никакой типовой формы этого документа в нормативно-правовых документах нет.

При оформлении приказа об учетной политике соблюдают общие требования к составлению организационно-распорядительных документов (см. Правила организации делопроизводства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденные приказом Минюста от 18.06.2015 г. № 1000/5). Так, оформление реквизитов этого документа и порядок их расположения должны соответствовать Национальному стандарту Украины «Государственная унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ДСТУ 4163-2003», утвержденному приказом Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 07.04.2003 г. № 55.

Таким образом, приказ об учетной политике должен содержать следующие реквизиты:

  • название вида документа;
  • дату документа;
  • наименование предприятия;
  • место составления;
  • порядковый номер документа;
  • заголовок к тексту;
  • текст документа (преамбула и распорядительная часть);
  • подпись руководителя.

Учетная политика может быть сформирована согласно:

— П(С)БУ;

— МСФО;

— НП(С)БУ в государственном секторе.

О том, на основе каких стандартов предприятие, организация или учреждение ведет бухгалтерский учет и составляет финансовую отчетность, необходимо обязательно указать в преамбуле приказа об учетной политике.

Качественно составленная учетная политика предприятия — уникальный документ, ведь он учитывает специфику деятельности предприятия и фиксирует выбранную совокупность принципов, методов и процедур, наиболее подходящую именно этому предприятию.

Вместе с тем не стоит недооценивать значение приказа об учетной политике в судебных спорах с налоговиками. Ведь правомерность применения того или иного метода амортизации, принципа распределения расходов, особенностей формирования себестоимости, варианта учета курсовых разниц и т.д. можно подтвердить именно приказом об учетной политике предприятия. В таких судебных спорах служители Фемиды прежде всего обращаются к нормам приказа об учетной политике (см., например, определение ВАСУ от 18.04.2017 г. № К/800/19261/16 по данному делу, постановление Ривненского окружного админсуда от 20.06.2017 г. по делу № 817/3369/15, решение Харьковского окружного админсуда от 15.03.2019 г. № 520/754/19, постановление Шестого апелляционного админсуда от 28.04.2021 г. по делу № 640/24685/19).

Как вносятся изменения в учетную политику

Учетная политика может меняться, только если (п. 9 НП(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»):

— меняются уставные требования;

— меняются требования органа, утверждающего Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета;

— изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия.

Изменения в учетную политику вносятся путем внесения изменений (дополнений) в действующий приказ об учетной политике или утверждения нового приказа об учетной политике. При этом сделать это можно в любое время в течение года (см. письмо Минфина от 14.08.2016 г. № 31-11410-07-10/23534).

Изменение учетной политики предусматривает:

— ретроспективное применение (т.е. применение новой учетной политики в отношении операций, других событий и условий так, будто бы эта политика применялась всегда);

— приведение сравнительной информации в финансовой отчетности;

— раскрытие в примечаниях (причины и суть изменения, сумма корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года или обоснование невозможности ее достоверного определения, факт повторного предоставления сопоставимой информации в финансовых отчетах или нецелесообразность ее пересчета).

Примите к сведению, что не считается изменением учетной политики установление учетной политики для (п. 10 НП(С)БУ 6):

— событий или операций, отличающихся по содержанию от предыдущих событий или операций;

— событий или операций, ранее не происходивших.

Если невозможно отличить изменение учетной политики от изменения учетных оценок, то это рассматривается и отражается как изменение учетных оценок (предыдущая оценка, используемая предприятием с целью распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами).

В отличие от изменения учетной политики, изменение учетной оценки применяется перспективно (т.е. только к новым событиям и операциям).

Часто задаваемые вопросы
Нужно ли ежегодно переутверждать приказ об учетной политике
Нет, не нужно.
Достаточно утвердить данный документ единожды, применяя его из года в год, и только при необходимости вносить в него изменения.
Одним из фундаментальных принципов бухучета и финотчетности является принцип последовательности, предусматривающий постоянное (из года в год) применение предприятием выбранной учетной политики (ст. 4 Закона о бухучете, п. 6 р. ІІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»). Благодаря этому принципу обеспечиваются сравнимость и сопоставимость показателей финотчетности одного предприятия за разные периоды и финотчетности разных предприятий.
Какова ответственность за отсутствие на предприятии приказа об учетной политике
Отсутствие на предприятии утвержденного приказа об учетной политике контролерами может расцениваться как нарушение правил ведения бухгалтерского учета (ст. 1642 Кодекса Украины об административных правонарушениях, далее — КоАП). При этом данное правонарушение имеет следствием наложение админштрафа в размере от 136 грн до 255 грн (за повторное в течение года правонарушение — от 170 грн до 340 грн).
Между тем составлять протоколы о таком правонарушении вправе только органы Государственной аудиторской службы (ст. 2341 КоАП). А этот контролирующий орган может прийти с проверкой только на предприятия, получающие средства из бюджета или сотрудничающие с бюджетными учреждениями и организациями. А вот должностным лицам (руководителю и главному бухгалтеру) всех остальных предприятий волноваться не стоит, им за такие погрешности админштраф налагать некому.
Считается ли изменением учетной политики изменение метода амортизации необоротного актива
Метод амортизации может пересматриваться предприятием при изменении ожидаемого способа получения экономических выгод от использования объекта основных средств (п. 28 НП(С)БУ 7 «Основные средства»). При этом начисление амортизации по новому методу начинается с месяца, следующего за месяцем принятия решения об изменении метода амортизации.
Поскольку данный вопрос является спорным, запускается следующее правило: если невозможно отличить изменение учетной политики от изменения учетных оценок, то это отражается как изменение учетных оценок (п. 14 НП(С)БУ 6).
Соглашается с этим и Минфин (см. письмо от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708).

Учетная политика может меняться, только если (п. 9 НП(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»):

— меняются уставные требования;

— меняются требования органа, утверждающего Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета;

— изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия.

Изменения в учетную политику вносятся путем внесения изменений (дополнений) в действующий приказ об учетной политике или утверждения нового приказа об учетной политике. При этом сделать это можно в любое время в течение года (см. письмо Минфина от 14.08.2016 г. № 31-11410-07-10/23534).

Изменение учетной политики предусматривает:

— ретроспективное применение (т.е. применение новой учетной политики в отношении операций, других событий и условий так, будто бы эта политика применялась всегда);

— приведение сравнительной информации в финансовой отчетности;

— раскрытие в примечаниях (причины и суть изменения, сумма корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года или обоснование невозможности ее достоверного определения, факт повторного предоставления сопоставимой информации в финансовых отчетах или нецелесообразность ее пересчета).

Примите к сведению, что не считается изменением учетной политики установление учетной политики для (п. 10 НП(С)БУ 6):

— событий или операций, отличающихся по содержанию от предыдущих событий или операций;

— событий или операций, ранее не происходивших.

Если невозможно отличить изменение учетной политики от изменения учетных оценок, то это рассматривается и отражается как изменение учетных оценок (предыдущая оценка, используемая предприятием с целью распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами). В отличие от изменения учетной политики, изменение учетной оценки применяется перспективно (т.е. только к новым событиям и операциям).

Проходит набор
Онлайн-курс по Зарплате и Кадрам

    Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...

    Галина Казначей
    Спикер Галина Казначей
    Онлайн-курс по 1С Бухгалтерия 2.0

      Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель

      Светлана Шанайда
      Спикер Светлана Шанайда
      Комментарии 0

        Получите PDF Чек-лист

        Экспресс-аудит Вашей бухгалтерии

        Ближайшие курсы
        Онлайн-курс по Зарплате и Кадрам

          Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...

          Галина Казначей
          Спикер Галина Казначей
          Онлайн-курс «Бухгалтер-Эксперт»

            Получите навыки, которыми обязан обладать единственный/главный бухгалтер для ...

            Анастасия Волевач Ирина Тимошенко
            Онлайн-курс по Проверкам

              Научитесь проходить проверки Налоговой уверенно и без штрафов всего за 5 недель

              Игорь Сичеславский
              Спикер Игорь Сичеславский
              Онлайн-курс по 1С Бухгалтерия 2.0

                Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель

                Светлана Шанайда
                Спикер Светлана Шанайда
                Онлайн-курс по Налогу на Прибыль

                  Научитесь вести учет налога на прибыль без ошибок, благодаря комплексному ...

                  Галина Морозовская
                  Спикер Галина Морозовская