Программа адресной поддержки малообеспеченных семей в оплате жилищно-коммунальных услуг имеет давнюю историю: с 1995 года. В частности, в тот период постановлением КМУ от 21.10.1995 г. № 848 было утверждено Положение о порядке назначения жилищных субсидий (далее – Положение № 848). Этот норматив, осовремененный многочисленными изменениями к нему, устанавливает порядок:
• использования средств, предусмотренных для выплаты льгот и жилищных субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг;
• приобретения твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа в денежной форме;
• условия назначения и порядок предоставления гражданам жилищных субсидий.
Жилищная субсидия: что это
Положение № 848 определяет жилищную субсидию как безвозвратную адресную государственную социальную помощь уязвимым потребителям жилищно-коммунальных услуг. Речь идет о жильцах домохозяйств, которые проживают в жилых помещениях (домах) и не могут за свой счет:
• платить за жилищно-коммунальные услуги;
• оплачивать расходы по управлению многоквартирным домом, расходы на коммунальные услуги, расходы на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива в таком доме.
Важная особенность жилищной субсидии: если она назначена, но не выплачена в связи со смертью получателя жилищной субсидии, сумму помощи выплачивают одному из членов домохозяйства, с учетом которых назначалась субсидия. Для этого такое лицо должно в течение трех месяцев после смерти получателя подать в соответствующем порядке письменное обращение.
То есть одним из признаков жилищной субсидии является ее безвозвратность, поскольку государство помогает гражданам в оплате коммунальных средств без требования возврата этих сумм когда-либо в будущем. Также эта форма помощи не приводит к изменению формы собственности жилья (п. 3 Положения № 848).
Другой особенностью жилищной субсидии является ее адресный характер, потому что получить такую государственную поддержку может не кто-либо, а только тот человек, которому действительно не хватает денег на оплату жилищно-коммунальных услуг.
На какие услуги предоставляют жилищную субсидию
Как мы уже говорили, согласно Положению № 848 жилищную субсидию предоставляют потребителям жилищно-коммунальных услуг. Общий перечнь таких услуг содержит ст. 5 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 09.11.2017 г. № 2189-VIII (далее – Закон № 2189). К ним относят:
• жилищную услугу (услуга по управлению многоквартирным домом), которая включает, в частности, уборку внутридомовых помещений, выполнение санитарно-технических работ, обслуживание внутридомовых систем;
• коммунальные услуги (услуги по снабжению и распределению природного газа, снабжению и распределению электрической энергии, снабжению тепловой энергией, снабжению горячей водой, централизованным водоснабжением, централизованным водоотводом, обращением с бытовыми отходами).
Пункт 1 Положения № 848 уточняет состав жилищных субсидий. Так, ежемесячная жилищная субсидия потребителям коммунальных услуг, оказываемых в многоквартирных домах по индивидуальным договорам, включает оплату взносов за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета, за абонентское обслуживание, а также за жилищно-коммунальные услуги в значении, приведенном в ст. 5 Закона № 2189.
Назначается ежемесячная жилищная субсидия и на оплату взносов за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета, за абонентское обслуживание для потребителей коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирных домах по индивидуальным договорам, а также расходов на управление многоквартирным домом, в котором создано объединение совладельцев многоквартирного дома, жилищно-строительный (жилой) кооператив и расходов на коммунальные услуги в таком доме.
Также в виде жилищных субсидий государство возмещает расходы по приобретению сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива один раз в год.
Напомним, что право на получение жилищных субсидий имеют семьи, у которых плата за жилищно-коммунальные услуги больше определенного для них обязательного платежа. Согласно постановлению КМУ от 27.07.1998 г. № 1156, размер обязательного процента платежа за жилищно-коммунальные услуги определяют для каждого домохозяйства индивидуально по единой формуле и зависит исключительно от размера среднемесячного совокупного дохода домохозяйства на одного человека. В частности, исчисляют среднемесячный совокупный доход домохозяйства, который затем делят на количество членов домохозяйства и определяют среднемесячный доход на одного человека. Далее этот доход делят на размер прожиточного минимума на одного человека в расчете на месяц, установленный на 1 января года, с которого назначается субсидия (размер прожиточного минимума на 01.01.2021 г. составляет 2189 грн).
В целом, размер жилищной субсидии определяют как разницу между стоимостью жилищно-коммунальных услуг в пределах социальных норм и нормативов и объемом обязательного платежа.
Жилищную субсидию назначают с месяца обращения за ее назначением до даты окончания отопительного сезона и рассчитывается на неотапливаемый сезон (с 1 мая по 30 сентября) и отопительный сезон (с 1 октября по 30 апреля).
Жилищная субсидия на оплату коммунальных услуг по снабжению тепловой энергии, поставке и распределению природного газа, поставке и распределению электрической энергии для централизованного, автономного и индивидуального отопления рассчитывается в апреле и октябре с учетом продолжительности отопительного сезона с 16 октября по 15 апреля включительно.
В течение месяца субсидианты обязаны уведомлять органы социальной защиты населения о следующих изменениях:
• состава зарегистрированных в жилом помещении лиц, их социального статуса;
• перечня получаемых услуг;
• смена исполнителя услуг;
• об осуществлении одноразовой покупки, приобретении или приобретении права собственности на имущество, стоимость которого превышает 50 тысяч гривен, а также совершение на эту сумму платеж (платежи), вытекающий из сделок, по которым предусмотрено приобретение имущественных прав на недвижимое имущество и/или транспортные средства (механизмы) (кроме объектов наследия и дарения); взносы в уставный (складочный) капитал общества, предприятия, организации; благотворительную деятельность (исключительно посредством уплаты средств); предоставление возвратной/безвозвратной финансовой помощи, ссуды.
• приобретение права собственности на транспортные средства (кроме мопеда и прицепа), жилые помещения в городе или поселках городского типа;
• осуществление сделок по покупке безналичной и/или наличной иностранной валюты, а также банковских металлов на общую сумму, превышающую 50 тыс. грн.
Информацию о назначении субсидий можно узнать в Едином государственном реестре получателей жилищных субсидий, находящемся в открытом доступе на сайте https://subsidii.ioc.gov.ua.
Как назначают жилищные субсидии
При назначении жилищных субсидий учитывают социальные нормативы, установленные постановлением КМУ от 06.08.2014 г. № 409 (далее – Постановление № 409). При этом при предоставлении льгот и субсидий для возмещения расходов на оплату услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий применяют социальную норму жилья, определенную именно Постановлением № 409.
В частности, учитывают следующие социальные нормативы:
• для использования услуг по централизованному водоснабжению – 2 куб. метры холодной воды на одного человека в месяц при наличии услуги по снабжению горячей водой и 3,6 куб. метры холодной воды на одного человека в месяц при отсутствии услуги по снабжению горячей водой;
• для использования услуг по снабжению горячей водой – 1,6 куб. метра на одного человека в месяц;
• для использования услуг по централизованному водоотводу – 3,6 куб. метра на одного человека в месяц.
На период карантина для регионов с «красным» уровнем эпидемической опасности расчет жилищных субсидий проводят с учетом увеличенных на 50% социальных нормативов, в пределах которых предоставляется субсидия на оплату централизованного снабжения холодной и горячей водой, водоотводом, электроэнергией и природным газом для приготовления пищи и подогрева. воды независимо от количества дней действия карантина указанного уровня эпидемической опасности в месяц.
Обратите внимание и на другие правовые акты, регулирующие порядок назначения и предоставления жилищных субсидий.
КМУ постановлением от 19.05.2021 г. № 505 предусмотрел, что вопрос о назначении жилищной субсидии на следующий период домохозяйствам, получавшим жилищную субсидию в отопительном сезоне 2020-2021 годов рассматривают без обращений граждан. Исключение составляют домохозяйства, которым жилищная субсидия:
• предоставляли безналичными деньгами;
• назначали по фактическому месту жительства лиц (арендаторы жилых помещений (домов); индивидуальные застройщики, дома которых не приняты в эксплуатацию; внутренне перемещенные лица);
• назначали без учета отдельных лиц из числа зарегистрированных в жилом помещении (доме), не проживающих по месту регистрации.
Эти правила действуют с 01.05.2021 г.
Документы для назначения жилищных субсидий
Формы Заявления о назначении и предоставлении жилищной субсидии и Декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии, содержат приложения 1 и 2 к Положению № 848.
Дополнительно могут понадобиться:
• договор найма (аренды) жилья (при наличии),
• справки о доходах (при указании в декларации доходов, информация о которых отсутствует в ГФС, ПФУ)
• другие документы, необходимые для рассмотрения вопроса по существу (в случае необходимости), например, документами, подтверждающими непроживание лица по месту регистрации (например, справки, подтверждающие место нахождения лица на территории другой административно-территориальной единицы в связи с работой, лечением, обучением, длительной командировкой, отбыванием наказания, в том числе легализованные в Украине документы о приобретении страхового стажа в другой стране);
• справки об оплате жилищно-коммунальных услуг в другом жилом помещении.

Научитесь вести зарплатный и кадровый учет без ошибок, благодаря комплексному ...



Научитесь использовать 1С на 100%, работать быстро и без ошибок за 5 недель
